| Микроэкономика: Монополия.
Антимонопольная политика. Повышение конкуренции на рынках.
Недопущение возникновения монополий. (Меры по поддержанию конкуренции.) Меры направленные на недопущение монополизации рынков могут быть самыми разными, мы перечислим лишь некоторые из них (самые популярные у антимонопольных органов):
- Разделение фирмы-монополиста или доминирующей на олигопольном рынке фирмы на несколько фирм (данная мера часто применялась в начале борьбы с монополиями к монополистам победителям.)
- Давление на монополиста с помощью штрафов и налогов.
- Поддержка конкурентов фирмы, обладающей почти монопольным положением на рынке (в том числе, прямое бюджетное субсидирование и участие государства в фирмах-конкурентах в виде участия в капитале и кредитования).
- Контроль за слияниями фирм на рынке близком к монопольному, в частности запрет компаниям – лидерам этого рынка на поглощение конкурентов.
- Стимулирование слияний между слабыми конкурентами, с целью не дать получить более сильному конкуренту доминирующего положения на рынке.
- Недопущения использования монопольного положения на одном из рынков для монополизации смежных рынков.
- Недопущения демпинга монополистом. Т.е. монополист, получая постоянную прибыль на одном рынке, может постоянно держать необоснованно низкие цены на другом рынке, вытесняя с него конкурентов. Как правило, этот инструмент используется для борьбы с иностранными монополиями.
- Ограничение и запрещение картельных соглашений и ценового сговора между производителями.
Нужно отметить, что эти меры применяются не на монополизированном рынке, а на рынке, который стремится к монопольному состоянию. Но нужно определить, по каким признакам можно считать, что рынок становится монополизированным.
Борьба со сложившимися монополиями. Иногда, все же, государству не удается предупредить возникновения не естественной монополии, и ему приходится с ней бороться. К инструментам борьбы с такими монополиями нужно дополнительно (кроме перечисленных выше способов) отнести 1) ограничение срока существования монополии (ограничение срока действия патента, ограничение существования вынужденных альянсов фирм); 2) различные способы дробления фирмы-монополиста, чтобы обеспечить конкуренцию на возможно большем количестве сегментов рынка; 3) развитие рыночной инфраструктуры, которое в конечном итоге приведет к появлению конкуренции.
Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:
| Введите Рег № и Пароль, а затем выберите Параграф или № задания, чтобы увидеть полный текст или подробное решение
|