Макро и Микро

     Торговые войны 21го века.

Главная

Бюллетень

Обратная связь

Блог

Каталог

Архив

Поделись ссылкой:

Рынок услуг, риски и конкуренция
Часть 1. Риски потребителя на рынке услуг и его поведение.

Хотелось бы поговорить о рисках на рынках услуг, влиянии этих рисков на работу рынка и влиянии их на конкуренцию на рынках услуг. Но прежде чем говорить о том, какие риски имеются на рынках услуг и о влиянии рисков на рынок, стоит посмотреть, что есть услуга и чем она отличается от товара. В первую очередь всегда отмечают, что в процессе оказания услуги не происходит передача каких-либо материальных ценностей в собственность покупателя. Точно также не происходит и передача тех нематериальных ценностей, на которые может возникнуть право собственности (например, патенты и права являются товаром, а не услугой). Хотя, какие-то нематериальные ценности вполне могут передаваться в ходе оказания услуг, например, при консультация юриста есть передача клиенту необходимой ему правовой информации. Многие из услуг (что также отмечают) приносят пользу потребителю только в период их оказания, таковы, например, аренда автомобиля или финансовые услуги. С другой стороны, отдельные виды услуг остаются полезны потребителю в течение очень длительного времени. Таковы, например, образовательные и медицинские услуги (ведь человек может пользоваться своими знаниями и здоровьем многие годы), но и бытовые услуги также имеют (короткий) период последействия.

 

Мы будем концентрировать наше внимание по большей мере на услугах с последействием, но полученные выводы можно адаптировать и к услугам, полезным лишь в момент их оказания.

Посмотрим на потребителя, впервые выходящего на рынок услуг. У него есть осознанная потребность в некоторой услуге, однако, он не знает, сможет ли какая-нибудь фирма оказать ему эту услугу, а если таких фирм несколько он не знает, какую из них выбрать. При принятии решений потребитель может опираться только на рекламную информацию. (И иногда на мнения других потребителей.) Таким образом, рассматривая предложение отдельного поставщика услуг, потребитель (в первую очередь) из-за недостатка информации сталкивается с несколькими видами риска или неопределенности:

  1. С риском того, что ему будет нанесен вред в ходе оказания услуги. Например, некачественный ремонт квартиры приведет к затоплению, пожару, обрушению конструкций и т.д.
  2. С риском того, что нанесенный в период оказания услуги вред проявится в период последействия услуги. Например, брак, допущенный при ремонте с заменой сантехники, может проявиться через некоторое время, но он также может привести к затоплению квартиры.
  3. Во время оказания услуги или в период последействия обнаружится, что оказанная услуга имеет ненадлежащее качество. Например, о некачественности того же самого ремонта в квартире потребитель может узнать через полгода, когда начнут отклеиваться обои.
  4. К тому же нередко (это происходит на рынках не стандартизованных услуг) потребитель не может точно сказать, нужна ли ему именно та услуга, которую предоставляет данный поставщик услуг. Или, может быть, больше подойдет услуга одного из конкурентов. Например, с такой ситуацией потребитель сталкивается на рынке образовательных услуг: он не может точно знать, нужен ли ему тот или иной тренинг (см. подробнее), или насколько подойдет его ребенку тот или иной репетитор (также смотреть).

Столкнувшийся с этими рисками, потребитель вынужденно строит новую оценку услуг, в которую входит и их цены, и риски. Он приплюсовывает экономическую оценку рисков к стоимости услуги. При этом оценка рисков для каждого потребителя индивидуальна и субъективна, а значит, каждый потребитель при принятии решения ориентируется на собственную цену. (Мы вправе говорить и о том, что высокие риски просто снижают полезность услуги. С точки зрения чистой теории, это было бы даже правильнее. Но поскольку риски более объективны, чем полезность, так как на них могут влиять третьи лица; и их оценку в денежном выражении для потребителя можно дать через формируемые им страховые фонды, то для нас выгоднее учитывать риски в цене.)

Столкнувшись с высокой стоимостью услуги (которая зачастую порождена именно высокими рисками), потребитель вполне может отказаться от услуги, попытавшись заменить ее какими-то другими действиями. Например, образовательные услуги можно попытаться заменить самообразованием, а медицинские услуги – самолечением. Хотя отказ от услуг рационален с зрения самого потребителя, но, если смотреть с точки зрения имеющего полную информацию стороннего наблюдателя, то такие действия потребителя нерациональны. Более того, отказ от услуг вреден с точки зрения всего общества, поскольку, во-первых, уменьшает национальный доход, а во-вторых, может нести угрозу для общества, как, например, отказ от медицинских услуг носителями таких инфекций как туберкулез и т.д.

 

Кроме отказа от услуг и снижения спроса на них, потребитель может потребовать какие-то гарантии того, что при реализации рисков, связанных с услугой, он получит некоторую компенсацию. Такими гарантиями могут быть личное знакомство с владельцами и работниками фирмы, солидность фирмы (возраст компании, дорогой офис и даже высокие цены на услуги), страховые фонды (государственные или частные, находящиеся в страховой компании). Судебная и надзорная система, которая стоит на страже интересов потребителя, также является одной из гарантий.

О чем это говорит? Если каждый потребитель ищет гарантии экономической безопасности услуг, то чем выше уровень гарантий, сложившийся в той или иной экономике, тем быстрее будет развиваться рынок услуг, тем более будет он эффективен, и тем больше будет его доля в ВВП. Гарантировать, что ущерб от реализации связанных с услугами рисков будет возмещен, можно разными способами:

  • тут и обязательное страхование ответственности лиц, оказывающих услуги;
  • и их дополнительное добровольное страхование;
  • и сертификация услуг;
  • и лицензирование фирм, оказывающих услуги;
  • и система законов, четко определяющая границы ответственности лиц, оказывающих услуги, и фирм, нанявших этих лиц, а также четко определяющая порядок возмещения ущерба.
Дополнительной гарантией является система штрафов в пользу государства, налагаемых на фирму и лицо, оказавшее некачественные услуги.

Предыдущее: Российские реалии в коучинге.  Следующее: Рынок услуг, риски и конкуренция
Часть 2. Модели выбора потребителя при первичном обращении на рынок услуг.

 

Метки статьи: сектор услуг ; конкуренция ; экономические риски ;


    Оставьте свой комментарий!

Имя / Псевдоним : E-mail :
Ваш Комментарий (Тэги запрещены, Писать кириллицей) :
 
Рег. № :
Пароль :

или зарегистрироваться
Введите Рег № и Пароль,
а затем выберите
Параграф или № задания,
чтобы увидеть
полный текст или подробное решение

Метки:

мировая экономика
банковское дело
госбюджет
финансовый кризис
дефицит бюджета
госдолг
валюта
евро
евросоюз
инфляция
центральный банк
денежная масса
кредит
ипотека
недвижимость
регулирование банков
политэкономия
инвестиции
иностранные инвестиции
инновации
экономический цикл
автопром
сектор услуг
малый бизнес
конкуренция
экономические риски
маркетинг
туризм
страхование
строительство
монополии
сырьевой сектор

 

Архивы Экономико - финансового Бюллетеня.

2010 - 2012;

Нужна еще информация? Воспользуйтесь поиском: