Макро и Микро

     Рынок услуг, риски и конкуренция

Главная

Бюллетень

Обратная связь

Блог

Новый Блог

Каталог

Архив

Поделись ссылкой:

Российские реалии в коучинге.

Коучинг – это абсолютно новое направление работы с компаниями и людьми, пришедшее в Россию в самом конце ХХ века. Что же это такое?

Метод «коучинга» был введен в качестве действенного инструмента личностного и профессионального развития работников корпораций в конце 70-х гг. ХХ века, когда возникло понимание того, что работник, просто взятый с улицы, не может быть эффективен. Коучинг основывается на методах организационной, позитивной и когнитивной психологии. Термин «коучинг» появился в сфере бизнес-менеджмента в 1990-х годах. Его ввел английский консультант и бизнесмен сэр Джон Уитмор. Термин «коучинг» переводится как тренировка, подготовка, наставничество. Но в действительности же это большее, чем простое наставничество. Это обучение, объединяющие в себе жизненный опыт наставника, логику, а так же знания из области философии, психологии и менеджмента. Таким образом, коуч помогает подопечному достичь необходимых целей в совершенно разных жизненных областях, но в первую очередь стремится воздействовать на отдельного ученика и весь коллектив обучаемых, чтобы максимально повысить их трудовую эффективность.

В коучинге множество направлений. Во-первых, стоит разделять индивидуальную работу и работу с группой. Во-вторых, по сути разными направлениями являются привитие обучаемым конкретных навыков (как, например, на тренингах) и психологическая работа с обучаемыми, когда изменяется их восприятие мира и себя. Ну и совершенно отдельным направлением будет аналитическая работа коуча, когда он как постороннее лицо в группе обучаемых пытается анализировать ее проблемы и искать пути их решения.

В Америке и в Европе коммерческий коучинг, как направление бизнеса является довольно популярным, а тренинги в области бизнеса и управления востребованы широким кругом фирм и людей. Отечественные компании сталкиваются с довольно сложной борьбой за место под солнцем. Но, как ни странно, они выигрывают по сравнению с опытными западными конкурентами. Не смотря на всю опытность и раскрученность западных компаний, они не уделяют достаточного внимания специфике нашего бизнеса. Они не интересуются ни нашей культурой, ни нашим менталитетом. Из-за этого российские компании остаются в выигрыше, ведь их работа более эффективная и учитывает специфику нашего рынка. В то же время, основы теории управления и основы мотивирования изучены иностранцами лучше, чем российскими коучами, и для приглашающих коучей организаций определиться кого пригласить и на каких условиях достаточно сложно.

У отечественных компаний есть другая серьезная проблема – сертификация. ICF или Международная ассоциация коучинга является всемирной профессиональной организацией, которая сертифицирует бизнес-коучей. Компания не только предоставляет широкие возможности, но и помогает молодым коучам. В нашей стране лишь не многие компании и отдельные специалисты прошли сертификацию в ICF.

Еще одна проблема российского коучинга – недостаток грамотных специалистов и недоверие к ним. На Западе коуч или тренер – специалист в своей области, который специально изучал ее и, однозначно, является в ней авторитетом. У нас же таких специалистов почти нет, и приходящий в компанию коуч нередко оказывается в некоторых вопросах менее сведущим, чем отдельные работники компании. Если такое происходит, работа коуча завершается провалом, а в коллективе устанавливается негативное восприятие любого тренера, поэтому и работа следующих специалистов может быть неэффективной. К тому же в России нет традиции индивидуального наставничества, и отношение к коучу будет менее позитивным, особенно если человеку кажется, что ему пытаются залезть в душу.

Но не смотря на это рынок постоянно растет (хотя во многом это объясняется лишь модой), а предложений по тренингам управления поступает все больше и больше, но вот действительно грамотного специалиста найти все сложнее, поскольку специалистом мало, а спрос растет. В большинстве своем российские тренеры, не побывав на месте клиента, начинают его учить и давать советы. Но на самом деле коуч никогда не дает советов и тем более не учит.

В России качественные коучинг-услуги предоставляются в основном в рамках консалтинга. Это объясняется тем, что потребность в услугах тренеров осознается руководством компаний лишь в ходе общения с бизнес-консультантами. И лишь в некоторых случаях им занимаются отдельные специалисты. Как правило, это специалисты высокого уровня, на услуги которых есть постоянный спрос.

Необходимо более внимательно подходить к выбору тренеров, ведь не редко ими становятся школьные учителя, тренеры, и даже дилетанты, не имеющие никакого представления о той деятельности, которой они занимаются. Вот здесь как раз и проявляется то, что спрос на услуги коучей в России порожден скорее модой, а не необходимостью. Ведь только тогда, когда в организации не могут четко осознать, зачем и почему приглашают тренера, и не могут поставить перед ним четкие задачи, возникает широкое поле деятельности для нечестных предпринимателей, которые получают доходы, предоставляя низкокачественные услуги в области корпоративного обучения.

Предыдущее: Программа "автохлам" : популизм, стимулирование экономики или забота об экологии?  Следующее: Рынок услуг, риски и конкуренция
Часть 1. Риски потребителя на рынке услуг и его поведение.

 

Метки статьи: сектор услуг ; малый бизнес ;


    Оставьте свой комментарий!

Имя / Псевдоним : E-mail :
Ваш Комментарий (Тэги запрещены, Писать кириллицей) :
 
Рег. № :
Пароль :

или зарегистрироваться
Введите Рег № и Пароль,
а затем выберите
Параграф или № задания,
чтобы увидеть
полный текст или подробное решение

Метки:

мировая экономика
банковское дело
госбюджет
финансовый кризис
дефицит бюджета
госдолг
валюта
евро
евросоюз
инфляция
центральный банк
денежная масса
кредит
ипотека
недвижимость
регулирование банков
политэкономия
инвестиции
иностранные инвестиции
инновации
экономический цикл
автопром
сектор услуг
малый бизнес
конкуренция
экономические риски
маркетинг
туризм
страхование
строительство
монополии
сырьевой сектор
внешнеэкономическая деятельность

 

Архивы Экономико - финансового Бюллетеня.

2010 - 2012;

Нужна еще информация? Воспользуйтесь поиском: