Макро и Микро

     Рынок услуг, риски и конкуренция

Главная

Бюллетень

Обратная связь

Блог

Новый Блог

Каталог

Архив

Поделись ссылкой:

Программа "автохлам" : популизм, стимулирование экономики или забота об экологии?

Запущенная в России во время мирового экономического кризиса программа утилизации старых легковых автомобилей в первую очередь была предназначена для стимулирования потребительского спроса за счет переноса будущего спроса в настоящее. (То есть за счет стимулирования потребления во время кризиса.) Это была основная цель программы, и она была с успехом достигнута: автопром остался на плаву, даже полностью заплатил налоги, а миллионы работников автомобильной промышленности и смежных отраслей сохранили рабочие места. Одновременно правительство позаботилось и об экологии. Сотни тысяч автомобилей были утилизированы, вместо того, чтобы быть брошенными и догнивать во всевозможным местах от дворов жилых домов, до придорожных канав.

Но вместе с тем сразу бросаются в глаза и недостатки этой программы: во-первых, лишь часть попавших под утилизацию машин действительно была "автохламом", а часть были вполне работоспособны, и лишь опасения их владельцев относительно срока их дальнейшей эксплуатации заставляли их отказываться от старых автомобилей. То есть владельцы, боясь, что их машины выйдут из строя в ближайшие год-два, решили, что лучше приобрести новую машину сейчас со скидкой, чем потом за полную стоимость. При этом, как и во всех случаях с неопределенностью, потребители оказывались скорее в проигрыше, чем в выигрыше. Во-вторых, поддержка автопрома помешала его оздоровлению. Производство не стало эффективнее, новые модели автомобилей не были разработаны, а цены производителей только выросли. В-третьих, большинство участников программы утилизации приобрели морально устаревшие модели автомобилей, что вовсе не улучшит экологическую обстановку. И в-четвертых, программа утилизации действовала не столько в период острого экономического кризиса, а после, когда экономика уже восстанавливалась, поэтому ее стимулирующий эффект был меньше, чем это было возможно, если бы она была введена оперативно. А многократное продление программы утилизации носило скорее политический, а не экономический характер.

Но при всем при этом программа утилизации окупила себя, если смотреть на нее с точки зрения государственных финансов. Утилизационный ваучер покрывал менее четверти стоимости нового автомобиля, а зачастую и не более 15% его стоимости. То есть только за счет НДС, взимаемого с производителя автомобиля, государство полностью покрывало средства выделенные на эту программу.

Возможно, именно по этой причине (хотя нельзя исключить и политический мотив) было решено запустить подобную же программу и для владельцев старых грузовых автомобилей и автобусов. Но новая программа вызывает еще больше вопросов, чем завершающаяся программа утилизации легковых автомобилей. Во-первых, новая программа запускается тогда, когда экономика России испытывает новый подъем, спровоцированный ростом мировых цен на нефть, а значит эффектом от нее будет не существенный рост производства, а рост цен на транспортные средства. Во-вторых, эта программа вряд ли затронет специализированные автотранспортные предприятия, поскольку их автопарк обновляется достаточно быстро. Поэтому, инвестиции в новые грузовики и автобусы будут инвестициями в непрофильные активы предприятий. А непрофильные инвестиции, как правило, неэффективны. Зато, пожалуй, экологический эффект от этой программы будет, так как старые грузовые автомобили – один из основных источников загрязнения.

 

Суммируя, мы можем сказать, что программа утилизации легковых автомобилей в начале своего существования была неплохим примером антикризисной экономической политики с экологическим уклоном, но ее продление было очередным примером непредсказуемости власти и акцией повышения ее популярности. Новая же программа утилизации грузовых автомобилей выглядит уже чистым популизмом, поскольку, вероятно, может принести отрицательный экономический эффект. А вот об экологических аспектах утилизационных программ правительство России думало в последнюю очередь, иначе бы нашло способы заставить производителей автомобилей продавать по этой программе наиболее чистые машины.

Предыдущее: Перспективы роста экономики Японии после катастрофы.  Следующее: Российские реалии в коучинге.

 

Метки статьи: госбюджет ; финансовый кризис ; инвестиции ; автопром ;


    Оставьте свой комментарий!

Имя / Псевдоним : E-mail :
Ваш Комментарий (Тэги запрещены, Писать кириллицей) :
 
Рег. № :
Пароль :

или зарегистрироваться
Введите Рег № и Пароль,
а затем выберите
Параграф или № задания,
чтобы увидеть
полный текст или подробное решение

Метки:

мировая экономика
банковское дело
госбюджет
финансовый кризис
дефицит бюджета
госдолг
валюта
евро
евросоюз
инфляция
центральный банк
денежная масса
кредит
ипотека
недвижимость
регулирование банков
политэкономия
инвестиции
иностранные инвестиции
инновации
экономический цикл
автопром
сектор услуг
малый бизнес
конкуренция
экономические риски
маркетинг
туризм
страхование
строительство
монополии
сырьевой сектор
внешнеэкономическая деятельность

 

Архивы Экономико - финансового Бюллетеня.

2010 - 2012;

Нужна еще информация? Воспользуйтесь поиском: