Макро и Микро

     Торговые войны 21го века.

Главная

Бюллетень

Обратная связь

Блог

Каталог

Архив

Поделись ссылкой:

Торговые войны 21го века.

В принципе, мы можем считать доказанным, что свободная международная торговля приносит максимальную выгоду мировой экономике. Если две страны полностью снимают торговые барьеры на пути товарных потоков, то обе они окажутся в выигрыше, а суммарный темп роста экономик этих стран будет максимальным.

Однако, никогда нельзя утверждать, что выигрыш от свободной торговли будет одинаковым для обеих стран, скорее всего одна страна будет выигрывать больше, чем другая; темп роста экономики первой страны наверняка будет выше, чем у второй. Поэтому вторая страна будет вначале чувствовать себя обиженной, а потом начнет беспокоиться о своей безопасности из-за слишком быстрого роста первой страны. И это не единственная причина для отказа от свободной торговли. К этим причинам также относятся: 1) соображения общей и экономической безопасности государства; 2) социальные причины, в частности открытие границ для иностранных товаров всегда приводит к росту структурной безработицы, борьба с которой дорого обходится для бюджета; 3) отсутствие перераспределения налоговых платежей в мировой экономике в пользу бедных стран и регионов.

 

Таким образом, у государств существуют причины для проведения протекционистской внешнеторговой политики. И нет ничего удивительного в том, что все государства мира прибегают к ней постоянно или время от времени (например, если сталкиваются с демпингом). Традиционно, для защиты внутреннего рынка государство использует такие меры, как запрет импорта отдельных товаров, квотирование их импорта или введение таможенных пошлин. В первой половине 20го века любое государства обладали практически полным суверенитетом в области внешнеторговой политики и вводили такие пошлины на иностранные товары, какие желали. Однако, появление ГАТТ, а затем создание ВТО достаточно сильно ограничили возможности государств в области протекционизма. Сейчас введение каким-либо государством, входящим в ВТО, повышенным импортных пошлин может привести к обращению других стран в ВТО с жалобой, что может повлечь за собой различные санкции.

Однако, у государств остались другие методы защиты собственного производителя. Наиболее распространенный способ в настоящее время субсидии собственным производителям или дотирование производства определенных видов продукции. Дотации позволяют существовать неэффективным производителям, но при этом позволяют сохранить рабочие места и обеспечивают экономическую безопасность государства. Например, за счет дотаций многие государства поддерживают агропромышленный комплекс, что защищает экономику от резких колебаний цен на международном продовольственном рынке. Но дотации являются не только способом защиты внутреннего рынка, но и инструментом агрессивной внешнеэкономической политики, т.е. инструментом захвата внешних рынков и подавления иностранных производителей.

А теперь обратим внимание на то, что если таможенные пошлины наполняют государственный бюджет, то дотации и субсидии изымают средства из бюджета. Поэтому использовать такие методы защиты внутреннего рынка могут только богатые государства с высоким ВВП на душу населения. При этом желателен профицит бюджета или возможность легко покрыть бюджетный дефицит за счет заимствований. Более бедные страны часто оказываются не способны защитить свой рынок за счет дотаций. В настоящее время подобная ситуация сложилась в странах Африки.

Государство может помогать домашним производителям за счет налоговых инструментов. Страны с низкой налоговой нагрузкой всегда имеют на мировом рынке преимущество перед странами с высокой, поскольку при прочих равных низкая налоговая нагрузка означает низкую себестоимость продукции. Страны с низкой налоговой нагрузкой на экономику быстрее развивают экспортно-ориентированные отрасли и быстрее встраиваются в мировую экономику, а страны с высокой налоговой нагрузкой оказываются лучше защищены от мировой конъюнктуры, поскольку в этих странах медленнее сворачивается производство в неэффективных отраслях. Но снижение общей налоговой нагрузки на экономику или налоговые льготы отдельным отраслям – это не все меры налогового стимулирования производителей. В короткой перспективе государство может предоставлять производителям налоговые кредиты, являющиеся хорошим средством защиты производителей в короткой перспективе. Но как и субсидии производителям, налоговые кредиты и налоговые льготы – инструменты эффективные лишь в руках богатых правительств.

Еще одним способом защиты собственного производителя является манипулирование валютным курсом. Занижение курса национальной валюты стимулирует экспорт и подавляет импорт. Однако, заниженный курс собственной валюты может существовать лишь в течение короткого времени, поскольку профицит торгового баланса приведет к постепенному накоплению в стране иностранной валюты, что понизит ее курс. Поэтому для стимулирования собственной промышленности за счет заниженного курса нужно постоянно выкачивать из экономики иностранную валюту. Этого можно достигнуть за счет вывоза капитала, импорта технологий (когда экспортная выручка превращается в импортируемый производственный капитал), создания резервов правительства или национального банка. В последнем случае заниженный курс национальной валюты будет приводить к инфляции; но предпоследний случай возможен только при профицитном бюджете.

А теперь заметим, что если у государства скапливаются валютные резервы, то оно способно получить экономическую власть над другими государствами, если они имеют бюджетный дефицит и покрывают его за счет заимствований. В настоящее время такой властью обладают страны Дальнего Востока.

 

Итак, у государств всегда есть причины для проведения политики протекционизма, а в связи с тем, что мировая экономика сейчас находится в депрессивном состоянии, таких причин даже больше, чем обычно. С другой стороны, у государств еще остались инструменты для претворения в жизнь такой политики. Поэтому торговые войны останутся актуальны и в 21м веке, но вестись они будут иначе, чем раньше. В первую очередь это будут валютные войны, когда одни государства будут стремиться снизить курс своей валюты, а другие будут им препятствовать. При этом, конечно, защищать внутренний рынок государства смогут за счет дотирования производства и налоговых льгот. Но агрессивная внешнеторговая политика будет основана на заниженном курсе национальной валюты плюс давлении на госдолг конкурентов. А противостоять такой политике в рамках ВТО будет достаточно сложно. И нужно заметить, что вести торговые войны смогут только богатые государства.

Предыдущее: Предисловие к Теории Товара. Опровержение Капитала К. Маркса  Следующее: Мировая экономика на пути к новому кризису?

 

Метки статьи: мировая экономика ; валюта ;


    Оставьте свой комментарий!

Имя / Псевдоним : E-mail :
Ваш Комментарий (Тэги запрещены, Писать кириллицей) :
 
Рег. № :
Пароль :

или зарегистрироваться
Введите Рег № и Пароль,
а затем выберите
Параграф или № задания,
чтобы увидеть
полный текст или подробное решение

Метки:

мировая экономика
банковское дело
госбюджет
финансовый кризис
дефицит бюджета
госдолг
валюта
евро
евросоюз
инфляция
центральный банк
денежная масса
кредит
ипотека
недвижимость
регулирование банков
политэкономия
инвестиции
иностранные инвестиции
инновации
экономический цикл
автопром
сектор услуг
малый бизнес
конкуренция
экономические риски
маркетинг
туризм
страхование
строительство
монополии
сырьевой сектор

 

Архивы Экономико - финансового Бюллетеня.

2010 - 2012;

Нужна еще информация? Воспользуйтесь поиском: