| Микроэкономика: Олигополия.
Что такое олигополия. Отличительные особенности олигополии. Возникновение олигополии.
Классическая олигополия возникает на рынке, где все производители продают одинаковый товар, а самих производителей на рынке всего лишь несколько. Обычно об олигополии говорят когда производителей от 2 до 10, когда производителей больше рынок становится похож на рынок совершенной конкуренции. Также о об олигополии говорят, если на рынке присутствует два-три крупных производителя и множество мелких, многократно уступающих крупным по объему производства.
Как тип рынка олигополия отличается и от совершенной конкуренции и от монополии, между которыми она находится, если смотреть по числу участников рынка. Основными отличиями олигополии от рынка совершенной конкуренции будут : - Существенность доли рынка занимаемой каждым его участником.
- Как следствие первого, уход любого участника с рынка или появление нового участника всегда выводят рынок из равновесия.
- Аналогично, изменение объема производства любым из участников рынка приведет к выходу из равновесия всего рынка.
- При олигополии любой из участников рынка может устанавливать свою цену на продукт (отличную от рыночной), и при этом иметь ненулевые продажи.
- Кривая индивидуального спроса для производителя у участника олигопольного рынка имеет ненулевой наклон.
- Участники рынка находятся в неравном положении, поскольку одни из них способны сильнее воздействовать на рынок, чем другие.
- Вход на олигопольный рынок затруднен.
Разумеется, у олигополии имеются отличия и от монополии : - На рынке присутствует несколько участников, поэтому если один из них уменьшает предложение (или повышает цену), тогда другие отбирают у него покупателей.
- Как следствие, индивидуальный спрос для производителя является гораздо более эластичным, чем в случае монополии. Причем если на очень коротком временном интервале эластичности на олигопольном и монопольном рынке примерно равны.
- Олигополия не может дискриминировать покупателей.
- Вход на олигопольный рынок гораздо проще, чем на монопольный.
Очень важной чертой олигополии является то, что результаты работы каждой отдельной фирмы зависят не только от принимаемых ею решений (о цене и объеме производства), но и от решений принимаемых другими фирмами.
Существует два основных пути возникновения олигополии: - Разрушение монополии. Чаще всего это происходит естественным путем, но может происходить и искусственно а) при снятии государством барьеров для входа иностранных компаний на внутренний рынок; б) при разделении фирмы-монополиста на несколько отдельных компаний.
- Монополизация конкурентного рынка. Иногда процесс монополизации рынка одной фирмой или картелем заходит в тупик из-за противодействия антимонопольных органов или из-за активного сопротивления других участников рынка.
Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:
| Введите Рег № и Пароль, а затем выберите Параграф или № задания, чтобы увидеть полный текст или подробное решение
|