Макро и Микро

     Рынок услуг, риски и конкуренция

Микроэкономика

Введение

Поведение потребителя

Производственная функция

Прибыль и Предложение

Совершенная конкуренция

Монополия и олигополия

Рынки ресурсов

Эффективность рынка

Поделись ссылкой:

Микроэкономика: Олигополия.
Что такое олигополия. Отличительные особенности олигополии. Возникновение олигополии.

Классическая олигополия возникает на рынке, где все производители продают одинаковый товар, а самих производителей на рынке всего лишь несколько. Обычно об олигополии говорят когда производителей от 2 до 10, когда производителей больше рынок становится похож на рынок совершенной конкуренции.

Как тип рынка олигополия отличается и от совершенной конкуренции и от монополии, между которыми она находится, если смотреть по числу участников рынка. Основными отличиями олигополии от рынка совершенной конкуренции будут :

  1. Существенность доли рынка занимаемой каждым его участником.
  2. Как следствие первого, уход любого участника с рынка или появление нового участника всегда выводят рынок из равновесия.
  3. Аналогично, изменение объема производства любым из участников рынка приведет к выходу из равновесия всего рынка.
  4. При олигополии любой из участников рынка может устанавливать свою цену на продукт (отличную от рыночной), и при этом иметь ненулевые продажи.
  5. Кривая индивидуального спроса для производителя у участника олигопольного рынка имеет ненулевой наклон.
  6. Участники рынка находятся в неравном положении, поскольку одни из них способны сильнее воздействовать на рынок, чем другие.
  7. Вход на олигопольный рынок затруднен.

Разумеется, у олигополии имеются отличия и от монополии :

  1. На рынке присутствует несколько участников, поэтому если один из них уменьшает предложение (или повышает цену), тогда другие отбирают у него покупателей.
  2. Как следствие, индивидуальный спрос для производителя является гораздо более эластичным, чем в случае монополии. Причем если на очень коротком временном интервале эластичности на олигопольном и монопольном рынке примерно равны.
  3. Олигополия не может дискриминировать покупателей.
  4. Вход на олигопольный рынок гораздо проще, чем на монопольный.

Существует два основных пути возникновения олигополии:

  1. Разрушение монополии. Чаще всего это происходит естественным путем, но может происходить и искусственно а) при снятии государством барьеров для входа иностранных компаний на внутренний рынок; б) при разделении фирмы-монополиста на несколько отдельных компаний.
  2. Монополизация конкурентного рынка. Иногда процесс монополизации рынка одной фирмой или картелем заходит в тупик из-за противодействия антимонопольных органов или из-за активного сопротивления других участников рынка.


Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:

Антимонопольная политика. Повышение конкуренции на рынках.
 
Виды олигополий. Фирма-лидер. Дуополия.
 
БольшАя версия параграфа
 Вернуться в раздел: Олигополия.

Рег. № :
Пароль :

или зарегистрироваться
Введите Рег № и Пароль,
а затем выберите
Параграф или № задания,
чтобы увидеть
полный текст или подробное решение

Нужна еще информация? Воспользуйтесь поиском: