Макро и Микро

     Рынок услуг, риски и конкуренция

Микроэкономика

Введение

Поведение потребителя

Производственная функция

Прибыль и Предложение

Совершенная конкуренция

Монополия и олигополия

Рынки ресурсов

Эффективность рынка

Поделись ссылкой:

Микроэкономика: Олигополия.
Что такое олигополия. Отличительные особенности олигополии. Возникновение олигополии.

Классическая олигополия возникает на рынке, где все производители продают одинаковый товар, а самих производителей на рынке всего лишь несколько. Обычно об олигополии говорят когда производителей от 2 до 10, когда производителей больше рынок становится похож на рынок совершенной конкуренции. Также о об олигополии говорят, если на рынке присутствует два-три крупных производителя и множество мелких, многократно уступающих крупным по объему производства.

Как тип рынка олигополия отличается и от совершенной конкуренции и от монополии, между которыми она находится, если смотреть по числу участников рынка. Основными отличиями олигополии от рынка совершенной конкуренции будут :

  1. Существенность доли рынка занимаемой каждым его участником.
  2. Как следствие первого, уход любого участника с рынка или появление нового участника всегда выводят рынок из равновесия.
  3. Аналогично, изменение объема производства любым из участников рынка приведет к выходу из равновесия всего рынка.
  4. При олигополии любой из участников рынка может устанавливать свою цену на продукт (отличную от рыночной), и при этом иметь ненулевые продажи.
  5. Кривая индивидуального спроса для производителя у участника олигопольного рынка имеет ненулевой наклон.
  6. Участники рынка находятся в неравном положении, поскольку одни из них способны сильнее воздействовать на рынок, чем другие.
  7. Вход на олигопольный рынок затруднен.

Разумеется, у олигополии имеются отличия и от монополии :

  1. На рынке присутствует несколько участников, поэтому если один из них уменьшает предложение (или повышает цену), тогда другие отбирают у него покупателей.
  2. Как следствие, индивидуальный спрос для производителя является гораздо более эластичным, чем в случае монополии. Причем если на очень коротком временном интервале эластичности на олигопольном и монопольном рынке примерно равны.
  3. Олигополия не может дискриминировать покупателей.
  4. Вход на олигопольный рынок гораздо проще, чем на монопольный.

Очень важной чертой олигополии является то, что результаты работы каждой отдельной фирмы зависят не только от принимаемых ею решений (о цене и объеме производства), но и от решений принимаемых другими фирмами.

 

Существует два основных пути возникновения олигополии:

  1. Разрушение монополии. Чаще всего это происходит естественным путем, но может происходить и искусственно а) при снятии государством барьеров для входа иностранных компаний на внутренний рынок; б) при разделении фирмы-монополиста на несколько отдельных компаний.
  2. Монополизация конкурентного рынка. Иногда процесс монополизации рынка одной фирмой или картелем заходит в тупик из-за противодействия антимонопольных органов или из-за активного сопротивления других участников рынка.


Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:


Антимонопольная политика. Повышение конкуренции на рынках.
 
Виды олигополий. Фирма-лидер. Дуополия.
 
БольшАя версия параграфа
 Вернуться в раздел: Олигополия.
Рег. № :
Пароль :

или зарегистрироваться
Введите Рег № и Пароль,
а затем выберите
Параграф или № задания,
чтобы увидеть
полный текст или подробное решение

Нужна еще информация? Воспользуйтесь поиском: