Макро и Микро

     Торговые войны 21го века.

Микроэкономика

Введение

Поведение потребителя

Производственная функция

Прибыль и Предложение

Совершенная конкуренция

Монополия и олигополия

Рынки ресурсов

Эффективность рынка

Поделись ссылкой:

Микроэкономика: Монополия.
Борьба с монополиями. Антимонопольная политика. Ограничение естественных монополий.

Итак, монополии вредны: они повышают цены и снижают производство по сравнению с оптимальным для экономики уровнем, получают необоснованные сверхприбыли и дискриминируют отдельные группы потребителей. Другими словами, перераспределяя доходы в пользу своих собственников, монополии понижают общественное благосостояние. Поскольку потребили поодиночке не в состоянии бороться с монополиями, этим занимается государство и общественные объединения. Передача функций борьбы с монополиями государству легко объяснима: только государство имеет достаточно силы, чтобы разрушать и ограничивать монополии; и, кроме того, контроль монополий выгоден политической системе в государстве, так как потребители одновременно являются избирателями.

Соответственно, целями государства при борьбе с монополиями являются повышение эффективности работы экономики, перераспределение сверхдоходов монополий в пользу общества, обеспечение экономической безопасности, защита равенства потребителей.

Борьба с монополиями имеет два основных направления:

  1. Контроль и ограничение естественных монополий (ибо разрушать такую монополию не целесообразно);
  2. Недопущение монополий, не являющихся естественными.

Контроль и ограничение естественных монополий. Данное направление антимонопольной политики включает в себя:

  1. Ограничение цен и, как следствие, прибылей монополистов с помощью законодательных актов и тарифных соглашений. Данная мера очень популярна и, кроме всего прочего, стимулирует совершенствование технологий монополистом.
  2. Недопущение снижения производства монополией, обычно с помощью соглашения между государством и монополистом. В данном соглашении, например, может говориться, что пока монополия не снижает объемы производства, к ней не применяются антимонопольные санкции.
  3. Ограничение дискриминации потребителей. В частности ограничение дискриминации потребителей – физических лиц.
  4. Контроль за ценообразованием монополий. Т.е., во-первых, недопущение завышения монополистом собственных издержек; во-вторых, недопущение продажи одновременно с необходимым потребителям товаром ненужных им сопутствующий; а в-третьих, контроль за тем, чтобы монополия взимала плату за реально потребленный продукт.
  5. Национализация естественных монополий, чтобы монопольная рента перераспределялась в пользу всех граждан государства через бюджет.

Но не надо думать, что государство стремится лишь ограничивать и душить монополии, нет оно их также бережет и защищает. Поскольку монополии источник стабильных поступлений в бюджет, то государство защищает “свои” внутренние монополии от конкуренции со стороны иностранных компаний.


Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:


Дискриминация потребителей монополистом.
 
Антимонопольная политика. Повышение конкуренции на рынках.
 
БольшАя версия параграфа
 Вернуться в раздел: Монополия.
Рег. № :
Пароль :

или зарегистрироваться
Введите Рег № и Пароль,
а затем выберите
Параграф или № задания,
чтобы увидеть
полный текст или подробное решение

Нужна еще информация? Воспользуйтесь поиском: