Микроэкономика: Монополия.
Дискриминация потребителей монополистом.
Одним из свойств монополизированного рынка является то, что монополист может осуществлять дискриминацию потребителей своего товара, т.е. он может предпочесть одних потребителей другим и предложить первым более выгодные условия обмена, в частности монополист может продавать разным потребителям свой товар по разным ценам.
Как правило, монополист разделяет всех потребителей на несколько групп по формальным признакам (например: пол, возраст, образование) и анализирует спрос в этих группах. Монополисту важно выделить группы с эластичным и неэластичным спросом, поскольку именно эластичность спроса определяет тот уровень цен, который должен установить производитель для максимизации прибыли. Если удается разделить рынок на сегменты, отличающиеся эластичностью спроса, тогда для сегментов с низкой эластичностью спроса монополист устанавливает более высокую цену (в соответствии с уравнением из параграфа 2, задающим цену товара ); а для сегментов с эластичным спросом монополист, как нетрудно догадаться, установит более низкую цену.
В результате, в сегменте рынка, где наблюдается неэластичный спрос, монополист получит прибыль за счет высокой цены, а в сегменте с эластичным спросом – за счет объема продаж. В сумме монополист сможет увеличить прибыль, хотя в некоторых сегментах рынка экономическая прибыль может быть очень маленькой.
Чем больше групп потребителей сможет выделить монополист, тем лучше для него – тем выше получаемая им прибыль. Идеальным вариантом для производителя является установление индивидуальной цены товара для каждого потребителя, поскольку в этой ситуации он получит максимальную возможную прибыль. Однако этот идеал недостижим, поскольку монополист не сможет оценить функцию спроса каждого из потребителей и не сможет вычислить эластичность этого спроса.
Как уже говорилось, монополист разделяет потребителей по формальным признакам. Например, очень распространенным является деление на “корпоративных” и “частных”, далее “частных лиц” монополист может делить по возрастному (дети, подростки, пенсионеры) и половому признакам. Также нередко выделяются группы по косвенным признакам уровня дохода : студенты, безработные, получатели социальных пособий, госслужащие, автомобилисты и т.д.
Однако для того, чтобы проводить эффективную политику дискриминации потребителей монополист должен защитить себя от перепродажи его продукции тем потребителями, которые получили его по низкой цене. Это возможно в следующих случаях : продукция монополиста не товар, а услуга; пользоваться товаром может лишь его приобретатель; дискриминация осуществляется на географически разделенных рынках.
С дискриминацией рынка граничит сегментация рынка производителем, когда на разных сегментах рынка производитель реализует в принципе одинаковый товар, но под разными торговыми марками и незначительными отличиями. Дискриминация потребителей, в отличие от сегментации рынка, является характерной особенностью монополизированного рынка. Ведь если производитель попытается дискриминировать одну из групп потребителей на конкурентном рынке, тогда его конкурент сделает дискриминируемую группу потребителей своим целевым рынком и вытеснит рассматриваемого производителя.
Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:
|