Микроэкономика: Монополия.
Максимизация прибыли и оптимизация объема производства в условиях Монополии.
Максимизация прибыли в условиях монополии отличается от максимизации прибыли в условиях совершенной конкуренции! Как и почему это происходит, мы и выясним в этом параграфе.
Будем считать, что у производителя имеется функция (суммарных) издержек, показывающая зависимость издержек от объемов производства. (Данная функция есть интеграл от функции предельных издержек и, одновременно, произведение средних издержек на объем производства.) В настоящее время мы не будем уточнять характер функции издержек, т.е. не будем определять, какие из издержек фиксированы.
Теперь обратим внимание на существенное отличие между монополизированным рынком и рынком совершенной конкуренции : В то время, как на при совершенной конкуренции кривая индивидуального спроса для производителя вырождается в (практически) горизонтальную прямую, на монополизированном рынке кривая индивидуального спроса для производителя совпадает с кривой рыночного спроса, которая (как правило ) имеет отрицательный наклон. И будем считать, что кривая рыночного спроса также известна производителю. Для начала мы можем изобразить задачу максимизации прибыли монополией графически:
Прибыль монополии.
Проведем алгебраический анализ ситуации. Итак, целью производителя является максимизация прибыли, которая равна разности между доходом от реализации продукции и издержками : Pf (Q) = P(Q) · Q – C(Q)Здесь P(Q) – функция, обратная к функции спроса, т.е. функция, определяющая рыночную цену в зависимости от объема продаж на рынке.
Условием максимизации прибыли будет равенство нулю производной правой части этого выражения, рассчитанной с учетом правила дифференцирования произведения :
В результате получилась формула, в которой по сравнению с критерием максимизации прибыли в условиях совершенной конкуренции, присутствует лишнее слагаемое, которое стоит у нас первым справа. Это слагаемое можно переписать с учетом эластичности спроса :
Т.е. оптимальный объем производства для монополиста всегда меньше, чем для фирмы в условиях совершенной конкуренции; а цена на продукт монополиста всегда выше.
С другой стороны, чем быстрее растут предельные издержки производства, тем меньше разница между оптимальными объемами производства для монополиста и для фирмы в условиях совершенной конкуренции.
Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:
|