Макро и Микро

     Базель 3: Реальная защита от рисков или излишняя нагрузка на экономику?

Микроэкономика

Введение

Поведение потребителя

Производственная функция

Прибыль и Предложение

Совершенная конкуренция

Монополия и олигополия

Рынки ресурсов

Эффективность рынка

Поделись ссылкой:

Микроэкономика: Монополия.
Определение Монополии. Виды монополий. Естественная монополия. Условия Возникновения Естественной монополии.

Рынок называют монополизированным, если на нем присутствует всего один производитель. Под монополией при этом понимают как фирму, работающую на монополизированном рынке (иначе именуемую монополистом), так и сам рынок.

Кроме единственного производителя на монополизированном рынке присутствует множество покупателей, каждый из которых приобретает лишь небольшую часть производимого товара. И из-за своей слабости и многочисленности ни один из покупателей не способен воздействовать на рыночную цену.

Чтобы существовала реальная монополия необходимо, чтобы реализуемый на рынке товар не имел близких субститутов, в противном случае возникает конкуренция между монополистом и производителями субститутов и вместо монополии возникает монополистическая конкуренция. Так например, невозможна абсолютная монополия на рынке транспортных самолетов, если имеются независимые производители пассажирских самолетов, ибо последние можно переделать в транспортные.

В зависимости от путей возникновения, характеристик рынков, на которых возникает монополия, и особенностей производства у монополиста можно выделить следующие виды монополий:

  1. Инновационная монополия. Возникает, когда какое-то лицо создает кардинально новый продукт (а соответственно и новый рынок), который защищен от копирования патентами и другими правами.
  2. Географическая монополия. Возникает, когда один из производителей имеет гораздо более выгодные условия по выходу на географически отделенный от прочих рынок, чем остальные. Это может быть связано с географической близостью производителя к рынку, так и с наличием барьеров, например, таможенных, на входе на рынок. Географическая монополия – очень распространенный вид монополий.
  3. Монополия победителя. Это монополия фирмы, выигравшей в конкурентной борьбе, хотя бы и за счет создания картеля.
  4. Естественная монополия. Т.е. монополия возникающая потому, что существование хотя двух производителей на рынке неэффективно. Естественную монополию ниже мы рассмотри поподробнее.

Естественные монополии можно разделить на :

  1. Государственные монополии. Они возникают тогда, когда государство передает какие-то свои функции отделенному от него лицу.
  2. Инфраструктурная монополия. Понятно, что это монополия связанная с инфраструктурой, например водо-, газо- и электроснабжение.
  3. Технологическая монополия. Возникает тогда, когда оптимальный масштаб производства близок к величине рыночного спроса.

Таким образом, естественная монополия является наиболее защищенным от проникновения конкурентов видом монополии, поскольку при естественном ходе событий, не предполагающем технологических скачков, изменений законов и резкого роста спроса, появление конкурентов у естественных монополистов просто невозможно. Более того, интересной чертой естественной монополии является то, что и государство не может с ней бороться с помощью насильственного повышения конкуренции (например, за счет разделения фирмы-монополиста на несколько отдельных фирм). Это объясняется неэффективностью существования нескольких производителей на рынке.


Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:

Неустойчивость рынка совершенной конкуренции.
 
Максимизация прибыли и оптимизация объема производства в условиях Монополии.
 
БольшАя версия параграфа
 Вернуться в раздел: Монополия.

Рег. № :
Пароль :

или зарегистрироваться
Введите Рег № и Пароль,
а затем выберите
Параграф или № задания,
чтобы увидеть
полный текст или подробное решение

Нужна еще информация? Воспользуйтесь поиском: