| Микроэкономика: Монополия.
Монопольная рента. Устойчивость положения монополиста.
Итак, в долгосрочной перспективе монополист практически всегда получает прибыль, и эта прибыль тем выше, чем менее эластичен спрос, и чем меньше эффективный объем производства. И поскольку эта прибыль бы не возникла, если бы на рынке существовала конкуренция, значит источником этой прибыли является монопольное положение производителя.
Поэтому, постоянная прибыль, получаемая производителем за счет своего монопольного положения на рынке, именуется монопольной рентой.
Как уже отмечалось, монопольную ренту можно разделить на два компонента: Ренту, возникающую из неэластичности спроса, и Ренту, связанную с эффективностью масштабов производства. Так вот, на первую составляющую монополист способен воздействовать, используя дискриминацию потребителей, о которой пойдет речь в следующих параграфах. А повлиять на второй компонент монополисту труднее: Чтобы увеличить ренту от объема производства, монополисту нужно либо внедрять новую технологию (при которой оптимальный масштаб производства будет меньше), либо захватывать новые рынки.
Монопольная рента является предметом зависти потенциальных конкурентов монополиста, которые хотели бы выйти на монополизированный рынок. И при выходе на такой рынок, если это в принципе возможно, конкурент сравнивает монопольную ренту с 1) затратами при выходе на рынок; 2) с затратами на конкурентную борьбу с существующим монополистом. Поэтому, чем ниже входной барьер при входе на рынок, и чем выше монопольная рента, тем менее устойчиво монопольное положение производителя.
Также монопольная рента – конечная цель любого участника конкурентной борьбы на любом рынке, которая достигается после победы над конкурентами.
С одной стороны, монопольная рента – зло, поскольку она перераспределяет доходы в пользу монополистов и в пользу собственников фирм-монополистов, а с другой стороны, она служит гарантией устойчивости производителя во время экономических кризисов и прочих негативных событий. Поэтому наличие монопольной ренты в каком-то смысле даже выгодно потребителям, поскольку она выступает гарантией того, что потребитель сможет купить товар, производимый монополистом, даже в случае наступления неблагоприятной ситуации на рынке.
Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:
| Введите Рег № и Пароль, а затем выберите Параграф или № задания, чтобы увидеть полный текст или подробное решение
|