Макро и Микро

     Торговые войны 21го века.

История экономических учений

Доклассический период

Классическая школа

Неоклассическая школа

Кейнсианство

Поделись ссылкой:

Мобильная версия страницы.

История Экономических учений: Теория монополизации и несовершенной конкуренции.
Теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон

Джоан Вайолет Робинсон (1903 – 1983), английский экономист, представительница кембриджской школы в политической экономии, строгий последователь Дж. Кейнса, пропагандист кейнсианства и один из создателей посткейнсианства. Занимала должность профессора экономики в Кембридже в 1965 - 1971 гг.

Как и Э. Чемберлин, Дж .Робинсон в своей известной работе "Экономическая теория несовершенной конкуренции" / The Economics of Imperfect Competition / (1933), исследовала те же проблемы: сбои в механизме рыночной конкуренции, проблемы монополизации рынка, механизм монополистического ценообразования. Решающим условием монопольного обладания продуктом Робинсон также считала дифференциацию продукта, то есть такие изменения, которые не могут быть полностью компенсированы товарами-субститутами. Однако дифференциация продукта не является, согласно Робинсон, единственным условием монополии. Значительное внимание в своем исследовании она посвятила вопросу поведения крупных компаний, олицетворяющих высокий уровень концентрации производства. Для Дж. Робинсон монополия представляет собой явление не только рынка, но и концентрированного производства. То есть модель Джоан Робинсон отличается от теории Э. Чемберлена по основным предпосылкам. Одновременно Робинсон ставит перед собой и несколько иную задачу: определение механизмов ценообразования при монополии.

Концентрацию же производства она связывала с экономией фирмы на масштабах, поскольку доля постоянных издержек, приходящихся на единицу продукции, с ростом объемов производства снижается. Сравнивая поведение компаний в условиях совершенной и несовершенной конкуренции, Дж. Робинсон показала, что крупные компании имеют возможность поддерживать более высокую цену, чем могли бы иметь в условиях совершенной конкуренции. Графический анализ этих ситуаций воспроизводится в учебниках по курсу "Микроэкономика" в темах, рассматривающих поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции, несовершенной конкуренции и чистой монополии.

Особое внимание Дж. Робинсон уделила такой характерной черте рыночного поведения крупных компаний, как маневрирование (манипулирование) ценами. Ключевым вопросом в ее исследованиях стало исследование возможностей использования цены в качестве инструмента воздействия на спрос и регулирования сбыта. Именно Дж. Робинсон ввела в экономическую теорию понятие ценовая дискриминация, что означает сегментацию рынка монополией на основе учета различной эластичности спроса по цене у разных категорий потребителей, маневрирование ценами для разных групп потребителей на одном рынке или на разных географических рынках. Обратила она внимание и на проблемы формирования ценовой политики, которая совершенно отсутствовала в условиях совершенной конкуренции. Дж. Робинсон показала, что монополист обретает возможность разбить рынок своего товара на отдельные сегменты и для каждого из них назначить особую цену, так, чтобы общая прибыль оказалась максимальной. Однако возникает вопрос – почему же монополист не назначает на всех рынках одинаково высокую цену? Оказывается, что это нецелесообразно, потому что в условиях несовершенной конкуренции у разных групп покупателей существует разная эластичность спроса по цене, и если повсеместно назначить высокую цену, спрос может резко сократится. Следовательно, в целях максимизации прибыли целесообразно действовать иначе: при выпуске нового "дифференцированного" товара сначала назначить очень высокую цену, обслужив наиболее состоятельную часть покупателей (рынок с низкой эластичностью спроса по цене, так называемый "сильный рынок"), затем понизить цену, привлекая менее состоятельных покупателей и действовать так до тех пор, пока не будут охвачены рынки с высокой эластичностью спроса по цене ("слабые рынки"). Подобная тактика "снятия сливок" основана на дискриминации в ценах по признаку групп с различными доходами. Но возможна и пространственная дискриминация, как, например, при установлении монопольно-высоких цен на внутреннем рынке и демпинговых цен во внешней торговле. Как бы то ни было, "золотое правило" политики ценовой дискриминации заключается в том, что самая высокая цена устанавливается там, где эластичность спроса меньше всего, а самая низкая – там, где эластичность спроса выше всего. Сопоставляя простую монополию и монополию, практикующую множественность цен, Дж.Робинсон показала, что в последнем случае фирма достигает и увеличения объема выпуска продукции, и увеличения валового дохода. Анализируя поведение монополий, Дж.Робинсон пытается оценить желательность ценовой дискриминации с точки зрения общества в целом. По ее мнению, с одной стороны, монополия, использующая дискриминацию в ценах (по сравнению с простой монополией, не практикующей такого поведения), повышает объем выпускаемой продукции. С другой стороны, ценовая дискриминация, сохраняя монопольно-высокие цены, ведет к неправильному распределению ресурсов и к их общему недоиспользованию. Кроме того, монополизация производства, по мнению Дж. Робинсон, в любом случае неблагоприятно влияет на распределение богатства между людьми.

Негативное отношение к монополизации проявляется и в учении Дж. Робинсон о монопсонии, которую она также исследовала первой. Последствия монопсонии Дж. Робинсон анализирует на примере рынка труда, когда крупная фирма (монопсонист) приобретает услуги труда неорганизованных работников. В этом случае компания-монопсонист навязывает рабочим условия сделки, при которых реальная заработная плата может оказаться существенно ниже предельного продукта труда рабочего. По мнению Дж. Робинсон, это означает эксплуатацию труда крупными компаниями. Факторами, противодействующими эксплуатации, Робинсон считала законодательство о минимальной заработной плате и политику профсоюзов. (Но нужно понимать, что появление профсоюза не означает повышение конкуренции, а создает двустороннюю монополию!)

В результате своих исследований Дж. Робинсон приходит к выводу, что возможность ценового маневрирования подрывает основные постулаты классической теории: независимость процесса ценообразования, отождествления равновесия спроса и предложения с оптимальным использованием ресурсов и оптимизацией общественного благосостояния. В этом ее принципиальное отличие от Чемберлина, который считал, что именно механизм монополистической конкуренции наилучшим образом обслуживает интересы экономического благосостояния. Но все же Чемберлин говорил о монополии при слабой дифференциации товаров, а Робинсон – об обычной монополии, которая охватывает целые отрасли. Поэтому в модели Чемберлина монопольная рента весьма невелика и является премией предпринимателю, угадавшему специфику потребностей некоторой части потребителей. А в модели Робинсон монопольная рента является продуктом эксплуатации монополистом своего исключительного положения и может становиться очень большой, поскольку у настоящего монополиста нет, и не может быть конкурентов.


Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина.
 
Теории олигополий.

Нужна еще информация? Воспользуйтесь поиском: