Макро и Микро

     Рынок услуг, риски и конкуренция

История экономических учений

Доклассический период

Классическая школа

Неоклассическая школа

Кейнсианство

Поделись ссылкой:

Мобильная версия страницы.

История Экономических учений: Теория монополизации и несовершенной конкуренции.
Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина.

Американский экономист Эдвард Хейстингс Чемберлин (1899 – 1967) был с 1927 по 1967 преподавателем экономики в Гарвардском университете, с 1939-го по 1943-й года был главой отделения экономики в Гарварде. Основным научным трудом Чемберлина была «Теория монополистической конкуренции: переориентация теории стоимости» / The Theory of Monopolistic Competition: A Re-orientation of the Theory of Value / (1933), выдержавшая 8 прижизненных изданий.

Фотография: Эдвард Чемберлин
Эдвард Хейстингс (Гастингс) Чемберлин. Фотопортрет 1946 г.

Вклад Эдварда Чемберлина в теорию несовершенной конкуренции заключается, в первую очередь, в том, что он был первым, кто ввел в экономическую теорию понятие "монополистическая конкуренция". Это явилось вызовом традиционной экономической науке, согласно которой конкуренция и монополия – взаимоисключающие понятия, и которая рыночные цены предлагала объяснять либо в категориях конкуренции, либо в категориях монополии. Согласно же взгляду Чемберлина, большинство экономических ситуаций представляют собой явления, включающие и конкуренцию, и монополию. Чемберлиновская модель предполагает структуру рынка, в которой соединены элементы конкуренции (большое число фирм, их независимость друг от друга, свободный доступ на рынок) с элементами монополии (покупатели отдают явное предпочтение ряду продуктов, за которые они готовы платить повышенную цену). Кроме того, Чимберлин разработал модель ценообразования при монополии, которая была необходима, чтобы понять, как работает монополистическая конкуренция.

Но как же образуется такая структура? Исходя из концепции "экономического человека", логично предположить, что предприниматель, в своем стремлении к получению максимальной прибыли, стремится захватить контроль над предложением товара, а это позволит ему диктовать цену на рынке. Поэтому он стремится создать товар, который хоть чем-то отличается от товара конкурента. Каждая фирма, добившись даже незначительной дифференциации своего продукта, становится монополистом на рынке сбыта данного конкретного товара. Возникает монополия по дифференциации продукта (термин Э.Чемберлина), которая предполагает ситуацию, когда, производя определенный продукт, отличный от продукции других фирм, фирма обладает частичной рыночной властью. Это означает, что увеличение цен на ее продукцию не обязательно приведет к потере всех покупателей (что было бы верно, по крайне мере в теоретическом плане, в условиях совершенной конкуренции, предполагающей полную однородность продукта, и, как следствие, бесконечной эластичности спроса по цене). А поскольку в условиях частичной монополии любая фирма получает большую прибыль, чем при совершенной конкуренции, то каждый рациональный предприниматель будет стремиться к дифференциации товаров, следовательно, любой рынок, на котором существует совершенная конкуренция рано или поздно придет к состоянию монополии или монополистической конкуренции.

При этом дифференциация продукта, по Чемберлину, трактуется достаточно широко – она может включать в себя не только различные свойства продукта, но все условия реализации и услуги, сопутствующие продаже, а также пространственное нахождение. Как пишет сам Чемберлин «..Дифференциация может базироваться на определенных особенностях самого продукта, вроде таких, как особые запатентованные свойства – фабричные марки, фирменные названия, своеобразие упаковки... или же таких, как индивидуальные особенности, относящиеся к качеству, форме, цвету или стилю. Дифференциация также может существовать в отношении условий, сопутствующих продаже товаров. В розничной торговле (если ограничиться одним только примером) эти условия включают в себя такие факторы, как удобство местонахождения продавца, общая атмосфера или общий стиль, свойственные его заведению, его манера ведения дел, его репутация как честного дельца, любезность, деловая сноровка и все личные узы, которые связывают его клиентов либо с ним самим, либо с теми, кто у него работает. Поскольку эти и всякие иные – неосязаемые факторы варьируются от продавца к продавцу, то "продукт" выступает в каждом случае различным, ибо покупатели в большей или меньшей степени учитывают эти вещи, и, можно сказать, что они покупают их наравне с самим товаром. Если иметь в виду две указанные стороны дифференциации, то становится очевидным, что все продукты, в сущности, отличаются друг от друга (по меньшей мере, слегка отличаются), и что в обширной области хозяйственной деятельности дифференциация играет важную роль».

Если так трактовать монополию, то необходимо признать, что она существует во всей системе рыночных цен. Другими словами, там, где продукт дифференцирован, продавец одновременно является и конкурентом для других продавцов, и монополистом. Пределы же власти этой группы монополистов сильно ограничены, поскольку контроль над предложением товаров частичный, вследствие существования товаров-заменителей (субститутов) и возможной высокой эластичности спроса по цене. Монополизм, обусловленный дифференциацией продукта означает, что коммерческий успех зависит не только от цены и потребительских качеств продукта, но и от того, сумеет ли продавец поставить себя в привилегированное положение на рынке. Иными словами, в условиях монополии по дифференциации продукта монопольная прибыль может возникнуть там, где при определенной защите от вторжения конкурентов может быть создан и приумножен имеющийся спрос на определенную продукцию.

И саму проблему спроса Чемберлин ставит также по-новому. В отличие от неоклассической модели, где объем спроса и его эластичность выступают как нечто изначально данное, в модели Чемберлина они выступают как параметры, на которые монополист может оказывать воздействие через формирование наших вкусов и предпочтений. Здесь находит подтверждение тезис, что практически все наши потребности социальны, то есть порождены общественным мнением. В этой связи Чемберлин сделал вывод, что цены – не решающий инструмент конкуренции, поскольку в создании спроса основной акцент делается на рекламу, качество товара, обслуживание потребителей. Это означает, что в условиях монополистической конкуренции эластичность спроса по цене падает при возрастании эластичности спроса по качеству. А когда спрос не эластичен по цене, зато эластичен по качеству, причем потребители считают, что качество и цена находятся в прямой взаимосвязи, у производителей нет стимулов снижать цены на свою продукцию. (На снижение цен потребители реагируют снижением спроса, поскольку считают дешевый товар некачественным.) Вместо снижения цен фирмы увеличивают расходы на рекламу и т.п.

 

Новый подход характеризует Чемберлина в вопросах цены и стоимости. Если в неоклассической модели не было вопроса регулирования цены заданного продукта, так как цены были заданы извне, и существовала только проблема регулирования объема продукта при заданной цене, то модель Чемберлина подразумевает поиск оптимального объема производства и одновременно уровня цен, обеспечивающим фирме максимальную прибыль. Э. Чемберлин допускает, что в условиях монополистической конкуренции фирма максимизирует прибыль при объеме производства меньшем, нежели тот, который обеспечивал бы наивысшую технологическую эффективность. Другими словами, в масштабе всего общества переход к состоянию монополистической конкуренции ведет к тому, что потребители платят за товары дороже, выпуск товаров меньше потенциально возможного, и, как следствие, имеет место недогрузка производственных мощностей и безработица. Можно ли тогда сказать, что предприниматели-монополисты несут ответственность за данное состояние экономики? Чемберлин отвечает на этот вопрос в целом отрицательно, считая, что монополисты несут ответственность лишь в том случае, если дифференциация их продукта искусственна и не ведет к реальному изменению качества. Однако в целом процесс дифференциации продукта порожден разнообразием вкусов публики, и стремление к монополии объясняется склонностью людей к дифференциации спроса, где сами различия во вкусах, желаниях и доходах покупателей указывают на потребность в разнообразии.

Объясняя ситуацию, возникающую в условиях монополии по дифференциации продукта, когда фирма производит объем продукции меньше потенциально возможного, Э. Чемберлин указывает на то, что для сбыта дополнительной продукции фирме придется либо снизить цену, либо увеличить расходы по стимулированию продаж. Не случайно поэтому в свою теорию цены Чемберлин вводит понятие "издержки сбыта", которые он рассматривает как издержки приспособления спроса к продукту в отличие от традиционных издержек производства, рассматриваемых им как издержки приспособления продукта к спросу. Сам Чемберлин определяет различия между этими видами издержек следующим образом: "Издержки производства включают все расходы, необходимые для того, чтобы создать товар (или услугу), доставить его потребителю и вручить ему этот товар в состоянии, пригодном для удовлетворения потребностей. Издержки сбыта включают в себя все затраты, имеющие целью создать рынок или спрос на продукт. Издержки первого вида создают полезности, служащие удовлетворению запросов; издержки последнего вида создают и изменяют сами запросы". По его мнению, при увеличении объема выпуска продукции издержки производства сокращаются, но издержки сбыта дополнительной продукции растут. Это стало обоснованием утверждения об отсутствии в условиях монополии по дифференциации продукта избыточной прибыли, так как в долговременном плане, по мнению Чемберлина, цена только покрывает полные издержки (суммарные издержки производства и сбыта). Хотя, конечно, это не совсем верно, ибо производитель учитывает все издержки при максимизации прибыли, а значит всегда у него должна быть монопольная рента.

Подводя итог, можно сказать, что, согласно Э. Чемберлину, рынок любого единичного производителя в условиях монополистической конкуренции определяется и лимитируется тремя основными факторами: ценой продукта, особенностями самого продукта, расходами по сбыту. Отмечая, что дифференцированный продукт имеет большую цену (которая является следствием ограничения предложения), он считает ее неизбежной платой за дифференцированное потребление. В теории Чемберлина монополия и конкуренция суть взаимосвязанные явления, монополия присутствует во всей системе рыночного ценообразования. Напомню, что условиями, создающими монополию, по Чемберлину, являются: патентные права, репутация фирмы, невоспроизводимые особенности предприятия, естественная ограниченность предложения. Как видим, за пределами анализа Чемберлина остается монополия, возникшая на основе высокого уровня концентрации производств и капитала. Этот тип монополий стал предметом анализа английского экономиста Джоан Робинсон. Теория Эдварда Чемберлина, хотя и объяснила механизмы превращения конкурентного рынка в рынок с монополистической неценовой конкуренцией, но не смогла определить границ между ценовой конкуренцией и неценовой конкуренцией. За это она была подвергнута критике М. Фридманом, заметившим, что в модели Чемберлина исчезает смысл понятия отрасль...


Анализ процесса монополизации экономики представителями исторической школы и марксизма.
 
Теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон

Нужна еще информация? Воспользуйтесь поиском: