Макро и Микро |
Поделись ссылкой:
|
Приток и бегство финансового капитала.Финансовый капитал – это сбережения частных лиц и финансовые ресурсы компаний, которые пришли на финансовый рынок с целью долгосрочного помещения в ценные бумаги (причем как в ценные бумаги вообще, так и в ценные бумаги определенной компании или институционального заемщика). Попав на рынок, финансовый капитал не увеличивает производственный потенциал страны, т.е. не превращается в инвестиции. Вместо этого он лишь мультиплицированно увеличивает капитализацию финансового рынка, одновременно уменьшая его доходность. И лишь когда производственная компания, привлеченная низкой стоимостью капитала, продает на финансовом рынке новые ценные бумаги, финансовый капитал превращается в инвестиции. Но и при этом часть поступившего финансового капитала так и останется на финансовом рынке, а часть притекающего капитала вытесняет национальный капитал, который находился на рынке ранее, т.е. финансовый капитал увеличивает потребление в рассматриваемой стране. И важно заметить, что способность иностранного финансового капитала вытеснять национальный финансовый капитал с рынка несет угрозу стабильности финансового рынка страны (особенно это относится к развивающимся странам). Иностранный финансовый капитал может очень быстро покинуть рынок, а это нередко ведет к коллапсу финансового рынка. История второй половины 20го века полна подобными примерами коллапса рынка в слабых странах. Финансовый капитал не нуждается в создании благоприятного инвестиционного климата, хотя если в стране ситуация для реальных инвестиций благоприятна, тогда, за счет развития финансового рынка, увеличивается и приток в страну финансового капитала. В действительности же финансовому капиталу нужен лишь прозрачный финансовый рынок с развитой инфраструктурой. Лучше всего, если этот рынок способен давать более высокие доходы, чем рынок других стран. Но и при низкой доходности рынка возможен приток финансового капитала. Кроме того, финансовому капиталу нужны низкий налог на прибыль от финансовых операций, возможность репатриации прибыли (т.е. свободная конвертируемость валюты), возможность кредитования под невысокий процент, что подразумевает возможность залога и развитость банковской системы. И отметим, что финансовый капитал очень чувствителен к экономическим рискам. Поскольку финансовый капитал достаточно нетребователен, то для прихода в страну иностранного финансового капитала обычно бывает достаточно либерализации финансового рынка и, в частности, банковской сферы. Это те действия, которые может совершить правительство для привлечения капитала. А вот оценка финансовых рисков в стране, от которой зависит приток капитала, находится вне компетенции органов государственной власти. Они лишь косвенно могут влиять на эту оценку, но не более. Как здесь уже отмечалось, основным последствием поступления в страну иностранного финансового капитала будет рост объемов операций на финансовом рынке, рост индексов этого рынка и соответствующее снижение доходности ценных бумаг. В течение короткого времени рост рынка ценных бумаг будет означать рост всех финансовых активов в стране, т.е. произойдет краткосрочный рост доходов частных лиц и компаний. Они станут на время станут субъективно богаче, они станут более платежеспособны, они смогут брать более крупные кредиты под залог ценных бумаг. У финансовых фирм вырастет капитал. Наконец, они выплатят налоги на полученный доход. Т.е. на короткое время сложится впечатление процветания. Затем, конечно значительная часть ввезенного в страну финансового капитала превратится в инвестиции или будет потреблена, а на финансовом рынке останется лишь небольшая его часть. То есть финансовый рынок без дополнительного притока капитала откатится назад и успокоится. Все эти последствия притока финансового капитала можно назвать позитивными. Негатив иностранных портфельных инвестиций, так как и негатив бегства национального капитала, мы продемонстрируем сейчас. Возникновение глобальных финансовых кризисов или повышение оценки рисков инвестирования в рассматриваемую страну (например, в результате снижения ее суверенного рейтинга) приводит к резкому оттоку капитала. Как следствие – падение (иногда очень резкое) объемов операций на финансовом рынке, падение индексов, рост доходности финансовых инструментов. А в перспективе финансовый кризис в стране и крах финансовой системы. (Если, конечно, ЦБ не вмешается и не повысит ликвидность финкорпораций.) Другими словами, чем больше страна привлекает финансового иностранного капитала, тем сильнее он замещает национальный финансовый капитал, и тем более неустойчивой она становится перед лицом финансовых кризисов. Другим минусом привлечения иностранного финансового капитала является то, что он дестабилизирует национальную валюту. Поступая в страну, он неоправданно завышает ее курс; а покидая страну, слишком сильно обваливает ее. Таким образом, плюсов у притока финансового капитала если и больше, чем минусов, то не намного. А следовательно, нужно понять какими инструментами можно регулировать приток и отток капитала. Самым грубым инструментом регулирования потоков финансового капитала является налоговое регулирование. Введение или повышение налога на финансовые операции резко уменьшит приток финансового капитала, даже сильнее чем повышение налога на прибыль от финансовых операций. Соответственно, снижение этих налогов привлечет в страну иностранный финансовый капитал. Но как правило, финансовый капитал приходит сам, как только финансовый рынок достигает определенного уровня развития, а после этого головной болью правительства становится удержание иностранного финансового капитала в стране, чтобы его бегство не обрушило финансовый рынок. И здесь, как правило, приходится действовать быстро, ведь финансовый кризис в современном мире развивается в течение одной недели. Заставить капитал не покидать страну можно, лишь убедив его в высокой доходности и надежности рынка. Для этого можно использовать меры поддержки рынка, вроде прямого или косвенного государственного вмешательства в работу рынка, например, путем выкупа ценных бумаг государственными банками или аффилированными компаниями. Можно заместить иностранный финансовый капитал деньгами центрального банка. Для этого можно снизить процентную ставку и нормы резервирования, а также повысить лимиты кредитования для банков, имеющих лицензию в рассматриваемой стране. Эти меры не позволят обрушиться рынку и предотвратят бегство капитала, спровоцированное эффектом домино. И наконец, для предотвращения бегства иностранного финансового капитала имеются рестриктивные меры. Среди них можно упомянуть приостановку сделок на биржах, объявление выходных дней для банков и финансового рынка, введение лимитов покупки иностранной валюты и т.д. Локальный финансовый капитал всегда утекает из страны, хотя бы потому, что ему нужна диверсификация и защита от рисков. Но чем выше диверсификация национальной экономики, тем меньше потребность локального капитала в бегстве за границу. Как видите, методы регулирования движения финансового капитала совсем иные, чем методы управления потоками реального капитала. А главное для регулирования потоков финансового капитала используются сугубо краткосрочные методы.
Метки статьи: мировая экономика ; банковское дело ; финансовый кризис ; кредит ; регулирование банков ; иностранные инвестиции ; экономические риски ; Оставьте свой комментарий! | Введите Рег № и Пароль, а затем выберите Параграф или № задания, чтобы увидеть полный текст или подробное решение Метки:мировая экономикабанковское дело госбюджет финансовый кризис дефицит бюджета госдолг валюта евро евросоюз инфляция центральный банк денежная масса кредит ипотека недвижимость регулирование банков политэкономия инвестиции иностранные инвестиции инновации экономический цикл автопром сектор услуг малый бизнес конкуренция экономические риски маркетинг туризм страхование строительство монополии сырьевой сектор внешнеэкономическая деятельность
Архивы Экономико - финансового Бюллетеня. |
Нужна еще информация? Воспользуйтесь поиском: |
| |