| Макро и Микро |
![]() |
|
Поделись ссылкой:
|
Третья часть торговых войн XXI.Предыдущие части: Почему возвращаются торговые войны (2010-е годы) и Торговые войны (начала) 21-го века. Первые два десятилетия 21-го века не отметились крупными торговыми войнами. В первом десятилетии, по крайней мере, до кризиса 2008 года, государства, желающие надавить на оппонента, старались не использовать тарифные инструменты, пытаясь вместо них использовать валютные, кредитные, налоговые и тому подобные рычаги непрямого действия на международную торговлю. Второе десятилетие отметилось усилением протекционизма и началом роста таможенных тарифов, но при этом важнейшим инструментами для защиты собственного рынка были инструменты монетарные и кредитные (нулевые процентные ставки, прямые госкредиты, налоговые кредиты и послабления). После завершения депрессии и прекращения программ по разогреву экономики монетарными методами модными стали декарбонизация и борьба с традиционными источниками энергии. Соответственно, в мировой торговле новыми средствами устранения конкурентов стали обвинения тех в нарушении экологических стандартов при производстве продукции (что становилось поводом для введения тарифов) или несоответствие импортируемой продукции внутренним экологическим стандартам (что влечет запрет на ее импорт). Так что постепенно страны, желающие защитить свой внутренний рынок, стали вводить собственные экологические стандарты. Одновременно в конце в этом десятилетии усилились санкционные войны, а в США для защиты внутреннего рынка в течение короткого времени применялись высокие таможенные тарифы. Хотя налицо была начавшаяся деградация мировой торговли, ВТО ничего не сделало для восстановления свободы торговли и ослабления барьеров. В таком состоянии мировая торговля подошла к 2020 году, который вошел в историю как год начала пандемии COVID-19. В экономике это был год очередного кризиса, который сопровождался также возведением санитарных барьеров на пути мировой торговли, а также нечестной конкуренцией в области медицины и фармакологии. В течение двух следующих лет шло накачивание экономик развитых стран деньгами; возводились «экологические» барьеры на пути торговли; тотальный характер приобрела санкционная война против России; крупнейшие страны озаботились собственной безопасностью (что привело к прекращению свободной конкуренции в сфере электроники и информационных технологий); постепенно вводились более высокие тарифы в торговле. Вся эта деятельность вела к дальнейшей дискредитации ВТО и недовольству стран, которые страдали от диспропорций в мировой торговле. Но подавляющему большинству из развивающихся стран (которые зависимы от внешних рынков) нужна была свобода торговли, поэтому дальнейшее ослабление позиций ВТО и усиление протекционизма в мире должно было быть процессом, растянутым во времени. Где-то от 10 до 20 лет потребовалось бы для усиления протекционизма и фрагментации мирового рынка (возможно, в виде формирования локальных зон свободной торговли, включающих объединения из нескольких стран); и это в случае если не начнется новый виток роста глобальной экономики, который заставит все страны открываться для торговли. Однако плавный процесс ограничения свободы торговли вдруг сменился взрывом торговых войн 2025 года. Предвестники этих войн в виде растущего бюджетного дефицита в США и огромного дефицита торгового баланса США существовали давно, но не было политической воли, чтобы сломать созданную полсотни лет назад внешнеэкономическую модель. У новой американской администрации политической воли хватило, но не хватило дипломатических умений, чтобы не доводить дело до глобальных экономических войн. В результате, США ввели дифференцированные пошлины на импорт в зависимости от страны происхождения товаров. В течение полугода тарифы менялись неоднократно, и все с целью заставить все страны мира заключить с США невыгодные для них торговые соглашения. Фактически, США попытались превратить еще имеющуюся у них экономическую власть в ренту, чтобы получить доход и покрыть бюджетный дефицит. Лишь в отношении Китая американцы ничего не смогли сделать, так последний приобрел слишком большую экономическую власть за счет монополизации некоторых отраслей промышленного производства. Поскольку в ходе торговой войны США с остальным миром ВТО никак себя не проявила, можно говорить, что эта организация себя дискредитировала. Следовательно, в дальнейшем на эту организацию и установленные ею правила никто не будет обращать внимания. При слабости ВТО ничто не помешает странам, обладающим экономической властью, повышать тарифы на импорт, квотировать импорт из отдельных стран или вообще запрещать его. При этом одновременно они будут заставлять слабые страны (т.е. бедные или сильно зависящие от импорта) снижать тарифы и открывать свои рынки. Таким образом, вероятны новые торговые войны с применением всех инструментов: и тарифных, и все иных. В некоторых случаях торговых войн удастся избежать, так слабейшая сторона просто пойдет на уступки. Затем, при изменении соотношения сил в мировой экономике вероятны новые торговые войны. И все же положительный опыт свободной торговли будет заставлять создавать новые соглашения о свободной торговле в глобальном масштабе. И скорее всего, старая ВТО будет реформирована или будет создана новая организация, призванная следить за свободой мировой торговли и разрешать споры государств в этой сфере.
Метки статьи: мировая экономика ; валюта ; Оставьте свой комментарий! | Введите Рег № и Пароль, а затем выберите Параграф или № задания, чтобы увидеть полный текст или подробное решение == sd == Метки:мировая экономикабанковское дело госбюджет финансовый кризис дефицит бюджета госдолг валюта евро евросоюз инфляция центральный банк денежная масса кредит ипотека недвижимость регулирование банков политэкономия инвестиции иностранные инвестиции инновации экономический цикл автопром сектор услуг малый бизнес конкуренция экономические риски маркетинг туризм страхование строительство монополии сырьевой сектор внешнеэкономическая деятельность
Архивы Экономико - финансового Бюллетеня. |
|
Нужна еще информация? Воспользуйтесь поиском: |
|
| == ba == |