Макро и Микро

     Рынок услуг, риски и конкуренция

Макроэкономика

Предмет и метод

Рынок благ

Финансовый рынок

Рынок труда

ОЭР и Цикл

Инфляция

Госрегулирование

Открытая экономика

Допглавы

Макроэкономика риска

Задачи

Поделись ссылкой:

Макроэкономика: Совокупный спрос потребителей.
Модели, обосновывающие вид функции долгосрочного потребительского спроса.

Постараемся более точно представить вид зависимости склонности к потреблению в долгосрочной перспективе в зависимости от доходов и процентной ставки. Будем рассматривать поведение отдельного потребителя, а затем сделаем обобщение полученных результатов.

Поскольку рассматривать многопериодную модель сложно, рассмотрим модель, учитывающую всего два периода: текущий и следующий за ним. Будем считать, что потребитель преследует единую цель: покрытие уменьшения располагаемого дохода, которое мы будем считать равным А. Сам же располагаемый доход мы можем считать растущим с некоторой скоростью j. Кроме того, в модели нужна процентная ставка i и показатель межвременных предпочтений d.

Легко показать, что чем выше процентная ставка; чем больше потеря располагаемого дохода; чем слабее межвременные предпочтения в пользу текущего потребления; чем ниже скорость роста доходов, тем выше норма накопления.

Мы можем считать, что оптимальным для потребителя будет потребление, имеющее одинаковую полезность в обоих периодах. Но поскольку текущее потребление предпочтительнее будущего, то расходы в первом периоде должны быть в 1 + d раз быть больше, чем во втором. Поэтому расходы в первом периоде задаются уравнением :

С1 = (1 + d) [ (2 + i + j) y – А – (1 + i) C1 ]

В этом уравнении в квадратных скобках находится величина потребления во втором периоде, из него вытекает :

Подобную модель мы уже рассматривали в микроэкономике. (См. Главу 3).

 

В модели, представленной выше, мы предполагали, что доход будущего периода равен доходу текущего периода, умноженному на коэффициент 1 + j. Однако, скорее всего, рассчитанный нами доход отличается от того уровня, который прогнозирует для себя потребитель. Так например, согласно концепции перманентного дохода, выдвинутой М. Фридманом предполагается, что свой реальный (перманентный) доход, на основании величины которого потребитель принимает решение о потреблении, потребитель рассчитывает как взвешенное среднее от доходов за несколько предыдущих периодов, например по методу скользящего среднего.

Но если свой текущий перманентный доход потребитель рассчитывает на основании доходов за несколько периодов, значит и прогноз своего будущего дохода он строит на основании тех же данных, откуда вытекает, что норма сбережения зависит не только от текущего роста доходов, но и от роста доходов в прошедших периодах. Если доходы потребителя в прошлом росли медленно, то его норма сбережения будет высока, несмотря на быстрый рост доходов в текущем периоде.

 

Среди многопериодных моделей, направленных на определение нормы сбережения в длинном периоде, можно выделить модель жизненного цикла потребителя. (Однако нужно заметить, что эта модель недостаточно согласуется со статистическими данными.) Концепция жизненного цикла предполагает, что потребители стараются поддерживать постоянный уровень полезности потребления в течение своей жизни. Для этого они совершают заимствования в молодости, сберегают часть доходов в среднем возрасте и расходуют свои сбережения после выхода на пенсию.

Модель жизненного цикла потребителя
Распределение доходов в течение жизни потребителя, а также норма сбережения согласно модели жизненного цикла. Красная линия – норма сбережения на практике.


Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:

Долгосрочный спрос потребителей. Долгосрочная склонность к потреблению и сбережению.
 
Неоклассическая функция спроса. (Связь потребления с предложением труда.)
 Расширенная версия параграфа Вернуться в раздел: Совокупный спрос потребителей.

Рег. № :
Пароль :

или зарегистрироваться
Введите Рег № и Пароль,
а затем выберите
Параграф или № задания,
чтобы увидеть
полный текст или подробное решение

Нужна еще информация? Воспользуйтесь поиском: