Макро и Микро

     Торговые войны 21го века.

История экономических учений

Доклассический период

Классическая школа

Неоклассическая школа

Кейнсианство

Поделись ссылкой:

История Экономических учений: Меркантилизм.
Поздний меркантилизм. Томас Манн.

Поздний меркантилизм выработал свою систему рекомендаций в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности. Эта система была более гибкой и ориентировалась на поддержание активного торгового баланса не только за счет стимулирования торговли, но и за счет стимулирования производства.

Дело в том, что поздний меркантилизм соответствовал эпохе активного роста промышленного производства в Англии, Франции, да и других странах Европы. А рекомендации ранних меркантилистов, в частности тотальный запрет импорта (под этот запрет попадало и сырье для промышленности), препятствовали росту производства, торговли и банковской деятельности. Поэтому поздний меркантилизм давал правительству несколько иные рекомендации в сфере регулирования внешней торговли:

  • Завоевывать внешние рынки, предлагая относительно дешевые товары, а также перепродавая товары.
  • Допускать импорт товаров, особенно сырья, при сохранении активного торгового баланса в стране.
  • Разрешать вывоз золота и серебра для осуществления торговых сделок, посредничества и инвестирования за рубежом.

В позднем меркантилизме была также пересмотрена роль денег в экономике. Хотя поздние меркантилисты связывали ценность денег с особыми свойствами золота и серебра, они признали товарную сущность денег; стали считать их основной функцией функцию средства обращения; и перешли от анализа денежного баланса страны к анализу ее торгового баланса.

 

Томас Манн (1571-1641) был влиятельным английским купцом и являлся наиболее известным представителем позднего меркантилизма. Т. Манн писал, что нет иных способов получить деньги, кроме торговли, и когда стоимость экспортных товаров будет превышать стоимость ежегодного ввоза товаров, денежный фонд страны будет увеличиваться. Для увеличения этого фонда Т. Манн предлагал, помимо прочего, обрабатывать земли под такие культуры, которые помогли бы избавиться от ввоза некоторых товаров (в частности, конопли, льна, табака), а также рекомендовал отказаться от чрезмерного потребления иностранных товаров в питании и одежде путем введения законов о потреблении товаров собственного производства. Также Манн замечал, что не следует обременять слишком большими пошлинами отечественные товары, чтобы не удорожать их слишком для иностранцев и не препятствовать этим их продаже. Здесь ясно выражена ориентация на форсирование объемов экспорта национальной продукции за счет снижения цены экспортируемых товаров. Экономическая политика, которую предлагал Т. Манн, получила в дальнейшем название политики протекционизма, или политики защиты национального рынка. В общем виде эта политика сводится к ограничению импорта и поощрению экспорта и меры, направленные на достижение этого результата, остаются неизменными по сей день. К ним относятся: протекционистские тарифы на импортируемые товары, квоты, экспортные субсидии и налоговые льготы экспортерам и т.д. Безусловно, эти меры не могут быть реализованы без поддержки государства, именно поэтому представители как раннего, так и позднего меркантилизма считают само собой разумеющимся активное вмешательство государства в экономические процессы.

Но протекционизм у Т. Манна ограничен, он не требует от правительства заменить весь импорт внутренним производством; он даже допускает косвенное стимулирование импорта, когда говорит: ...правильной политикой и выгодной для государства будет допускать, чтобы товары, изготовленные из иностранного сырья, вывозились беспошлинно. Эти производства дадут работу множеству бедного народа и сильно увеличат ежегодный вывоз таких товаров за границу, благодаря чему увеличится ввоз иностранного сырья, что улучшит поступление государственных пошлин...

Между прочим, из этой фразы можно сделать выводы, что поздние меркантилисты понимали, что борьба государства с рынком непродуктивна (запрет импорта нанесет больший ущерб экономике, чем открытие внутреннего рынка); что у международной торговли есть какие-то невидимые законы, более сильные, чем государственная политика (они правда не поняли, что эти законы лежат в области производства и не исследовали их); что национальные экономики развиваются по пути специализации производства; что международное разделение труда способно приносить выгоду.

 

Среди других представителей позднего меркантилизма стоит упомянуть Джона Ло, разработавшего первую теорию кредитных денег и теорию монетарного регулирования экономики банковским сектором. А также Жана Батиста Кольбера, занимавшего при Людовике XIV пост министра финансов Франции. Кольбер стремился превратить Францию в индустриальную державу за счет протекционистских мер и государственного финансирования промышленности. Однако при этом он ограничивал вывоз сельскохозяйственной продукции (в первую очередь зерна), считая ее сырьем для иностранной промышленности. Здесь как раз проявляется непонимание меркантилистами принципов международного разделения труда.


Нужна еще информация? Воспользуйтесь поиском: