Экон
  Теор

Главное

Микро

Макро

ОЭТ

ИЭУ

Доклассический период || Классическая школа || Неоклассическая школа || Кейнсианство

Стандартная версия страницы.  

История экономических учений: Меркантилизм.
Поздний меркантилизм. Томас Манн.

Поздний меркантилизм, существовавший в период перехода от ренессанса (торгового капитализма) к раннему производящему капитализму, выработал свою систему рекомендаций в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности. Эта система была более гибкой и ориентировалась на поддержание активного торгового баланса не только за счет стимулирования торговли, но и за счет стимулирования производства.

Дело в том, что поздний меркантилизм соответствовал эпохе активного роста промышленного производства в Англии, Франции, да и других странах Европы. А рекомендации ранних меркантилистов, в частности тотальный запрет импорта (под этот запрет попадало и сырье для промышленности), препятствовали росту производства, торговли и банковской деятельности. Поэтому поздний меркантилизм давал правительству несколько иные рекомендации в сфере регулирования внешней торговли:

В позднем меркантилизме была также пересмотрена роль денег в экономике. Хотя поздние меркантилисты связывали ценность денег с особыми свойствами золота и серебра, они признали товарную сущность денег; стали считать их основной функцией функцию средства обращения; и перешли от анализа денежного баланса страны к анализу ее торгового баланса.

 

Томас Манн (1571-1641) (правильнее Ман, англ. Thomas Mun) был влиятельным английским купцом, руководителем Ост-Индийской компании и являлся наиболее известным представителем позднего меркантилизма. Опубликовал два экономических труда: «Рассуждения об английской торговле в Ост-Индии» (А Discourse of Trade from England unto the East-Indies) и «Богатство Англии через внешнюю торговлю…» (England's Treasure by Forraign Trade or the Balance of Forraign Trade is the Rule of Our Treasure)

Т. Манн писал, что нет иных способов получить деньги, кроме торговли, и когда стоимость экспортных товаров будет превышать стоимость ежегодного ввоза товаров, денежный фонд страны будет увеличиваться. Для увеличения этого фонда Т. Манн предлагал, помимо прочего, обрабатывать земли под такие культуры, которые помогли бы избавиться от ввоза некоторых товаров (в частности, конопли, льна, табака), а также рекомендовал отказаться от чрезмерного потребления иностранных товаров в питании и одежде путем введения законов о потреблении товаров собственного производства. Также Манн замечал, что не следует обременять слишком большими пошлинами отечественные товары, чтобы не удорожать их слишком для иностранцев и не препятствовать этим их продаже. Здесь ясно выражена ориентация на форсирование объемов экспорта национальной продукции за счет снижения цены экспортируемых товаров. Экономическая политика, которую предлагал Т. Манн, получила в дальнейшем название политики протекционизма, или политики защиты национального рынка. В общем виде эта политика сводится к ограничению импорта и поощрению экспорта и меры, направленные на достижение этого результата, остаются неизменными по сей день. К ним относятся: протекционистские тарифы на импортируемые товары, квоты, экспортные субсидии и налоговые льготы экспортерам и т.д. Безусловно, эти меры не могут быть реализованы без поддержки государства, именно поэтому представители как раннего, так и позднего меркантилизма считают само собой разумеющимся активное вмешательство государства в экономические процессы.

Но протекционизм у Т. Манна ограничен, он не требует от правительства заменить весь импорт внутренним производством; он даже допускает косвенное стимулирование импорта, когда говорит: ...правильной политикой и выгодной для государства будет допускать, чтобы товары, изготовленные из иностранного сырья, вывозились беспошлинно. Эти производства дадут работу множеству бедного народа и сильно увеличат ежегодный вывоз таких товаров за границу, благодаря чему увеличится ввоз иностранного сырья, что улучшит поступление государственных пошлин... (Вполне возможно, что это было сказано на основе изучения голландского опыта, когда собственная промышленность базировалась почти исключительно на импортируемом сырье.)

Между прочим, из этой фразы можно сделать выводы, что поздние меркантилисты понимали, что борьба государства с рынком непродуктивна (запрет импорта нанесет больший ущерб экономике, чем открытие внутреннего рынка); что у международной торговли есть какие-то невидимые законы, более сильные, чем государственная политика (они правда не поняли, что эти законы лежат в области производства и не исследовали их); что национальные экономики развиваются по пути специализации производства; что международное разделение труда способно приносить выгоду.

В то же время Т. Манн не считает нужным для накопления богатств в стране ограничивать вывоз драгоценных металлов и манипулировать обменным курсом, как предлагали ранние меркантилисты, поскольку это вредит экономике. Отсюда уже недалеко до признания того, что богатство заключается не только в деньгах, и накопление денег не может быть единственной целью.

 

Среди других представителей позднего меркантилизма стоит упомянуть Джона Ло, разработавшего первую теорию кредитных денег и теорию монетарного регулирования экономики банковским сектором. А также Жана Батиста Кольбера, занимавшего при Людовике XIV пост министра финансов Франции. Кольбер стремился превратить Францию в индустриальную державу за счет протекционистских мер и государственного финансирования промышленности. Однако при этом он ограничивал вывоз сельскохозяйственной продукции (в первую очередь зерна), считая ее сырьем для иностранной промышленности. Здесь как раз проявляется непонимание меркантилистами принципов международного разделения труда.


Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:

  Общая характеристика меркантилизма.

  Общая характеристика классической экономической школы. Этапы развития.

Вернуться в раздел: Меркантилизм.

 


ЭконТеор: 2010 - 2018.