| Общая экономическая теория: Теория рационального потребительского выбора.
Особенности межвременного выбора. Ожидания.
В предыдущем параграфе говорилось о том, что сбережение связано с межвременными предпочтениями потребителей, на которые влияет процентная ставка. В этом параграфе пойдет речь о факторах, которые можно рассматривать как дополнительные модификаторы межвременных предпочтений.
Самым первым фактором, влияющим на сбережение, является распределение доходов потребителя во времени. Заметим, что в предыдущих параграфах мы не говорили о том, когда поступают доходы потребителю, а концентрировались на различиях в объеме и полезности потребления. Как только мы переходим к анализу сбережений, оказывается, что время получения дохода имеет решающее значение. Если доход поступает потребителю в первом периоде, то объем его сбережений равен половине этого дохода.
А теперь заметим, что свои текущие доходы потребитель достоверно знает, а будущие – только оценивает, или, как говорят, у потребителя имеются ожидания будущих доходов, основанные на личном опыте и на доступной потребителю информации. Обратим внимание на то, что ожидания есть вещь переменчивая. Ожидания сильно связаны как с личными планами и перспективами потребителя, так и с перспективами всего общества и экономики. А изменения ожиданий, под которыми может и не быть другого основания, кроме смутных предчувствий (ведь ожидания вовсе не обязаны быть рациональными с точки зрения внешнего наблюдателя), способны увеличивать сбережения примерно на половину ожидаемого снижения доходов потребителя.
Кроме доходов на соотношение потребления и сбережения влияют такие параметры, как изменения цен потребляемых благ, изменения ассортимента этих благ, изменения потребительских качеств благ, а также изменения потребности потребителя в этих благах.
Но, как и в случае будущих доходов, человек не знает, а только предполагает будущие изменения всех этих величин, что означает сильную зависимость между сбережениями и ожиданиями. Массовые изменения этого ощущения и связанные с ними изменения ожиданий могут резко менять соотношения потребления и сбережения в масштабах всей экономики. Например, экономический кризис зачастую заставляет потребителя снизить свои ожидания дохода, снизить ожидания роста цен... Все это способно резко увеличить сбережения, углубляя экономический кризис и провоцируя развитие экономического цикла.
Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:
| Введите Рег № и Пароль, а затем выберите Параграф или № задания, чтобы увидеть полный текст или подробное решение
|