Макро и Микро

     Рынок услуг, риски и конкуренция

Общая экономическая теория

Введение в ОЭТ

Потребление

Производство

Рынок

Капитал

Труд

Земля

Деньги и Кредит

Экон. рост

Теория МЭО

Поделись ссылкой:

Общая экономическая теория: Отклонения от общепринятой теории поведения потребителей.
Основные причины отклонения потребительского поведения от теории. Иррациональности в поведении потребителя.

Теория поведения потребителя сводится к тому, что потребитель делает рациональный выбор на основе полезности блага и его цены. Но понятно, что из этого закона существует множество исключений. Основные ситуации, в которых поведение потребителя отклоняется от теории :

  1. Недостаточность информации о благах. Принимая решения в условиях недостаточности информации относительно качеств товара, потребитель может давать как завышенные оценки его полезности, так и заниженные. Фактически проистекающие из дефицита информации неопределенность и риск становятся дополнительным фактором, влияющим на потребительский выбор, без учета которого нельзя увидеть рациональность выбора.
  2. Неодинаковый горизонт планирования. Разные люди планируют свои действия по-разному, одни учитывают долгосрочные последствия своих действий, другие – нет. А некоторые блага способны приносить удовлетворение потребителям короткое время, другие – длительное, третьи вообще с течением времени начинают наносить вред. Поэтому и оказывается, что с точки зрения человека, привыкшего к учету долгосрочных эффектов, поведение того, кто предпочитает краткосрочные блага выглядит нерациональным.
  3. Множественность цен. Зачастую потребитель не имеет полной информации о ценах товаров или не помнит эту информацию, поэтому выбор осуществляется на основе того, что он видит у своего любимого продавца.
  4. Иррациональность собственно процедуры выбора. Т.е. потребитель не сравнивает между собой цены и полезность товаров, а действует на какой-то иной основе. Вот о видах иррационального поведения потребителя мы и поговорим ниже.

 

К иррациональному поведению потребителя относится ситуация рутинного выбора благ, т.е. выбор благ по привычке, не задумываясь об изменении цен благ.

С рутинным выбором не стоит путать консерватизм потребительского поведения, под которым понимается стремление (в том числе неосознанное) приобретать блага, давно известные потребителю. Консерватизм поведения объясняется страхом перед всем новым, боязнью негативных перемен и т.д.

Обратной стороной консерватизма является необоснованное новаторство в потреблении, когда потребитель стремится приобретать любое новое благо, появляющееся на рынке.

Зачастую потребитель вообще не задумывается над покупкой товаров, приобретая их под влиянием сиюминутного желания, прихоти или каприза…


Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:

Особенности межвременного выбора. Ожидания.
 
Эффект присоединения к большинству, эффект сноба, эффект Веблена.
 Расширенная версия параграфа Вернуться в раздел: Отклонения от общепринятой теории поведения потребителей.

Рег. № :
Пароль :

или зарегистрироваться
Введите Рег № и Пароль,
а затем выберите
Параграф или № задания,
чтобы увидеть
полный текст или подробное решение

Нужна еще информация? Воспользуйтесь поиском: