Общая экономическая теория: Теория рационального потребительского выбора.
Предельная полезность, как основа потребительского выбора.
Рассмотрим, как происходит выбор потребителем оптимального с его точки зрения набора благ. Причем для всех благ, входящих в набор, мы должны определить их количество, которое потребитель посчитает для себя оптимальным. Не будем крайне усложнять ситуацию, допуская возможность растянутого во времени потребления благ: считаем, что они потребляются в тот же момент, когда приобретаются.
Для начала рассмотрим предельно упрощенную задачу: Потребитель приобретает лишь одно благо и имеет возможность выбирать только количество этого блага. В этой ситуации перед потребителем стоит выбор между деньгами (ведь в современной экономике все приобретается за деньги) и рассматриваемым благом. И поскольку деньги являются потенциальным благом, то они имеют какую-то полезность для потребителя.
Пусть потребитель решает покупать или нет одну единицу блага. Если полезность этой единицы оказывается больше, чем полезность денег, которые за нее нужно заплатить, то потребитель ее купит. Теперь он должен решить, нужна ли ему еще одна единица блага. Для этого он вновь сравнит полезность второй единицы блага с полезностью денежной суммы. Но, если полезность денежной суммы мы можем считать неизменной, то полезность второй единицы блага обязательно будет меньше, чем полезность первой.
Продолжая эту схему рассуждений, мы можем прийти к выводу, что для того, чтобы потребитель купил n-ю единицу блага, полезность этой единицы должна быть больше полезности расходуемых на нее денег, а чтобы потребитель купил ровно n единиц блага нужно, чтобы полезность n+1-ой единицы оказалась меньше полезности ее цены. Если благо делится на мелкие единицы, то оказывается, что полезность последней приобретаемой единицы блага совпадает с полезностью расходуемых на нее денег.
При этом полезность всех прочих единиц оказывается выше, чем полезность последней единицы, что означает, что суммарная полезность покупаемого блага всегда выше, чем полезность затраченных на него денег. Таким образом возникает излишек потребителя.
Полезность последней купленной единицы товара именуется предельной полезностью.
Итак, мы продемонстрировали в этом параграфе основной принцип потребительского выбора: Равенство предельных полезностей блага и расходуемых на его покупку средств.
Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:
|