| Общая экономическая теория: Теория рационального потребительского выбора.
Выбор среди многих благ: Ограниченность выбора; взаимосвязь благ.
Теперь мы перейдем к рассмотрению вопроса о потребительском выборе из большого набора благ, когда подбирается набор благ, дающих полное удовлетворение потребностей потребителя. (Мы рассматриваем только текущие потребности потребителя, но данный метод выбора потребитель, с некоторыми модификациями, применяет в любых задачах потребительского выбора.) Важно отметить, что когда речь идет о полном удовлетворении потребностей, деньги перестают иметь собственную ценность, поскольку не остается потребностей, на удовлетворение которых их можно было бы направить, поэтому сравнение полезности благ с потенциальной полезностью денег будет невозможно.
Когда потребитель делает свой глобальный выбор, он сталкивается с множеством ограничений. Во-первых, он не может потреблять отрицательное количество благ, т.е. не может быть производителем. Во-вторых, принимая текущие потребительские решения, потребитель сталкивается с ограниченностью денежных средств, которые он может направить на потребление. Данное ограничение носит название бюджетное ограничение.
Из-за ограниченности выбора при решении задачи оптимизации потребительского выбора, потребитель должен решить, от каких своих потребностей ему предстоит отказаться. И это решение будет зависеть и от сложности удовлетворения потребностей.
В современной экономике у потребителя имеется широчайший выбор благ; сравнение всех этих благ между собой было бы для потребителя непосильной задачей. Но потребителю не нужно сравнивать все блага. Блага разделяются на однородные группы, причем все блага из одной группы будут удовлетворять одну и ту же потребность. Следовательно, блага из одной группы будут заменителями (субститутами) друг друга. И потребитель сначала определяется с тем, какое из благ-заменителей он выберет для удовлетворения своей потребности, а уже потом он будет принимать решение о распределении между этими благами имеющихся у него денег.
Некоторые блага являются дополнительными (комплиментарными) по отношению к другим благам. Таким образом, задача потребителя становится достаточно простой: ему нужно выбрать блага для удовлетворения своих потребностей, выбрать комплиментарные блага к ним, приплюсовать стоимость комплиментарных благ к стоимости базовых, а затем произвести распределение ресурсов.
Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:
| Введите Рег № и Пароль, а затем выберите Параграф или № задания, чтобы увидеть полный текст или подробное решение
|