Макро и Микро

     Рынок услуг, риски и конкуренция

Главная

Бюллетень

Обратная связь

Блог

Новый Блог

Каталог

Архив

Поделись ссылкой:

Глобализация и власть.

Последние три десятилетия – время глобализации мировой экономики, под которой понимается максимальная открытость национальных экономик и вытекающая из нее специализация производства (т.е. глубокое международное разделение труда). Но стоит заметить, что после глобального экономического кризиса 2008 – 2009 годов глобализационные процессы как бы замедлились. А потому возникают вопросы: «Является ли глобализация необратимой? Какие факторы могут тормозить глобализацию? И что необходимо для дальнейшего углубления глобализации?»

Глобализация – процесс добровольный, поэтому она продолжается до тех пор, пока она выгодна участникам процесса, т.е. правительствам, корпорациям, общественным объединениям и т.д. Основная выгода для них заключается в росте глобального производства и росте глобальной занятости. Поэтому, как только глобализационные процессы становятся невыгодны кому-то из перечисленных субъектов в какой-либо стране, процесс глобализации экономики этой страны начнет тормозиться. Например, если в стране растет безработица (из-за свертывания каких-то производств или из-за притока иностранной рабочей силы), то рабочие и профсоюзы выступят против глобализации. Если глобализация ведет к падению прибыли корпораций, то и они начнут лоббировать меры протекционизма. Если государственный бюджет начинает нести потери из-за открытости экономики, то оно само начинает принимать защитные меры.

Легко догадаться, что во времена глобальных кризисов проблемы национальных экономик лишь усугубляются. Особенно это относится к импортированным кризисам. У правительства в такой ситуации возникает непреодолимый соблазн закрыть экономику от иностранной конкуренции. Т.е. замедление и приостановка глобализации во время кризиса – совершенно нормальное явление. А действия одной страны провоцируют другие страны на ответные меры.

Таким образом, государство и общество будут всегда выступать за глобализацию в том случае, если возможные потери, связанные с глобализацией, будут им компенсированы. Например, если снижение налоговых поступлений будет компенсировано финансовой помощью из-за рубежа, то государство не будет выступать против открытости экономики. Если же оно получит средства для борьбы с безработицей, то и профсоюзы не будут противиться глобализации. Однако, поскольку на Земле нет мирового правительства со своим надгосударственным бюджетом, то и компенсировать убытки от глобализации невозможно.

Пойдем дальше. Кроме реальных потерь для государственного бюджета и благосостояния общества, глобализация чревата и потенциальными потерями. Например, к таковым относятся: кризисы транспортной системы (без которой невозможна международная торговля); скачки цен на базовые товары, вызванные неэкономическими причинами; действия корпораций-монополистов и стран-монополистов. Кстати, если какая-то страна занимает положение эксклюзивного поставщика некоторого товара, то для нее будет естественным стремление извлекать монопольную ренту из своего положения. А кто может запретить ей использовать свое монопольное положение? Никто! Как никто не сможет защитить государство от прочих рисков связанных с глобализацией, и никто не сможет компенсировать потери, возникающие при реализации этих рисков.

Итак, приостановка глобализационных процессов и обращение их вспять во время экономических кризисов – совершенно нормальное явление. Более того, отсутствие мирового правительства или межнациональных институтов, контролирующих перераспределение мирового дохода, препятствующих проявлениям монополизма в международной торговле, следящих за движением капитала и рабочей силы, неизбежно ведет к остановке глобализации на стадии, далекой от завершения. История предыдущих попыток создать открытую экономику глобального типа лишь подтверждает это.

Сильная государственная власть в отдельных странах способна в некоторых ситуациях заменить надгосударственные институты, но этого недостаточно. Например, сильное государство может обезопасить свои транспортные потоки во внешней торговле; оно также может оказывать давление на иностранные монополии. Но эти меры имеют низкую эффективность и не помогают государствам слабым.

Предыдущее: Очередная волна кризиса?  Следующее: Китайская ловушка.

 

Метки статьи: мировая экономика ; финансовый кризис ; политэкономия ; монополии ;


    Оставьте свой комментарий!

Имя / Псевдоним : E-mail :
Ваш Комментарий (Тэги запрещены, Писать кириллицей) :
 
Рег. № :
Пароль :

или зарегистрироваться
Введите Рег № и Пароль,
а затем выберите
Параграф или № задания,
чтобы увидеть
полный текст или подробное решение

Метки:

мировая экономика
банковское дело
госбюджет
финансовый кризис
дефицит бюджета
госдолг
валюта
евро
евросоюз
инфляция
центральный банк
денежная масса
кредит
ипотека
недвижимость
регулирование банков
политэкономия
инвестиции
иностранные инвестиции
инновации
экономический цикл
автопром
сектор услуг
малый бизнес
конкуренция
экономические риски
маркетинг
туризм
страхование
строительство
монополии
сырьевой сектор
внешнеэкономическая деятельность

 

Архивы Экономико - финансового Бюллетеня.

2010 - 2012;

Нужна еще информация? Воспользуйтесь поиском: