Макро и Микро

     Рынок услуг, риски и конкуренция

Главная

Бюллетень

Обратная связь

Блог

Новый Блог

Каталог

Архив

Поделись ссылкой:

О возможности построения экономической теории на основе русской идеалистической философии

Данной заметкой хотелось бы предварить авторскую статью о книге В. М. Чефонова «Основы методологии русской экономической школы». И хотелось бы сказать пару слов о принципиальной возможности построения общей экономической теории на базе онтологии и методологии, проистекающей из русской идеалистической философии; также хотелось бы и высказаться о практической возможности построения экономической теории на указанном методологическом базисе.

Стоит вспомнить, что краеугольным камнем русского идеализма являются принципы триединства и всеединства. Первый из них мы можем понимать как принцип единства тела, души и духа; причем в каждое из этих понятий может вкладываться иной смысл в зависимости от ситуации. (Например, одной из базовых триад русского идеализма являются Истина, Добро и Красота.) Принцип всеединства подразумевает единство мирового бытия и существование гармонии бытия.

Эти принципы носят всеобщий характер, но если мы прикладываем их к экономике и экономической науке, мы можем говорить, что экономика (согласно принципу всеединства) есть сверхсложная гармоничная система, существующая на благо своих элементов. При этом, согласно принципу триединства, в этой системе существуют различные типы взаимосвязей (которых мы можем насчитать три или более в зависимости от того, какую иерархию взаимосвязей мы построим). Основными отличительными чертами взгляда на русского идеализма будут именно гармоничность системы и ее существование на благо своих элементов. Отсюда, кстати, будет вытекать, что внутри экономической системы невозможны противоречия ведущие к ее саморазрушению.

Таким образом, понимание экономики оказывается совсем иным, чем в традиционной экономической науке, где законы экономики вытекают из принципов экономического поведения отдельного субъекта. А экономика получается простым сложением ее элементов. Но поскольку подход с точки зрения русского идеализма не требует ничего сверх системного подхода, то мы должны признать, что экономическая наука на данном базисе построима, более того, она оказалась бы более целостной, чем та экономическая теория, которую мы имеем в настоящее время.

Но в тоже время, построение экономической теории на базе принципа всеединства означает необходимость изучения сложной системы, свойства элементов внутри которой отличаются, от свойств этих же элементов взятых изолированно. Более того, в этой системе добавление нового элемента или возникновение новых связей может коренным образом поменять ее гармоничное состояние. По этим причинам всеобъемлющий анализ экономической системы, как она видится с позиций всеединства, невозможен, если применять только научный метод познания. Невозможность применения научного метода при изучении всеединства бытия понималась и представителями русского идеализма. Поэтому они сформулировали идею гносеологического всеединства, т.е. неразрывности эмпирического, рационального и мистического познания. И оказывается, что теория экономики на базе принципов русского идеализма возможна, но она не будет чисто научной теорией!!

Для научного же познания системы, живущей по принципу всеединства, необходимо упростить эту систему и построить ее модель, которая будет учитывать основные свойства системы и будет игнорировать второстепенные. Для этого потребуется определить основные принципы построения системы, а те принципы, на которых система строится по мнению Русских идеалистов, вовсе не бесспорны. И скорее всего эти принципы будут работать только в идеальной ситуации, но не в реальной.

И заканчивая заметку, хотелось бы повторить, что потенциально экономическая теория, построенная на основе принципа всеединства, возможна, и она была бы более прогрессивна, чем современная теория, часто игнорирующая системные эффекты в экономике. И одновременно, практически реализовать такую теорию будет невозможно, не отклонясь, хотя бы частично, от принципов русского идеализма.

Предыдущее: Используем CRM на 100%: 10 советов повышения эффективности системы управления взаимодействием с клиентами  Следующее: Основы методологии русской экономической школы. От автора.

 

Метки статьи: политэкономия ; Чефонов ;


    Оставьте свой комментарий!

Имя / Псевдоним : E-mail :
Ваш Комментарий (Тэги запрещены, Писать кириллицей) :
 

Комментарии.

Scientist

Просто чудесно!
если честно я такого поворота не предполагал и вот почему. Современные направления русской философии застряли на уровне противоречия - диалектики и в основном материалистической диалектики, а тутт такое чудестно видение русского идеализма. Хотя следует отметить , что мною представлялись именно основы концепции и потому такая трактовка достаточно интересна к анализу.
Хотелось бы пообщаться, мне кажется от этого будет польза для науки.
Рег. № :
Пароль :

или зарегистрироваться
Введите Рег № и Пароль,
а затем выберите
Параграф или № задания,
чтобы увидеть
полный текст или подробное решение

Метки:

мировая экономика
банковское дело
госбюджет
финансовый кризис
дефицит бюджета
госдолг
валюта
евро
евросоюз
инфляция
центральный банк
денежная масса
кредит
ипотека
недвижимость
регулирование банков
политэкономия
инвестиции
иностранные инвестиции
инновации
экономический цикл
автопром
сектор услуг
малый бизнес
конкуренция
экономические риски
маркетинг
туризм
страхование
строительство
монополии
сырьевой сектор
внешнеэкономическая деятельность

 

Архивы Экономико - финансового Бюллетеня.

2010 - 2012;

Нужна еще информация? Воспользуйтесь поиском: