Макро и Микро

     Торговые войны 21го века.

Главная

Бюллетень

Обратная связь

Блог

Новый Блог

Каталог

Архив

Поделись ссылкой:

Дилемма ЕЦБ: участвовать или не участвовать в разрешении бюджетного кризиса.

Когда в суверенном государстве возникает бюджетный кризис, т.е. ситуация когда невозможно покрыть бюджетный дефицит, в борьбе с этим кризисом участвуют все ветви государственной власти, в том числе и власть монетарная, т.е. центральный банк. Основной причиной участия центрального банка в борьбе с бюджетным кризисом является невозможность полной независимости центрального банка от государства, однако, существуют и экономические причины для вмешательства центробанка, но о них ниже. В современной Зоне Евро существует Европейский Центральный Банк (ЕЦБ), который независим от любого из государств Европы. Поэтому заставить его участвовать в борьбе с бюджетным кризисом в любом из европейских государств невозможно, но возможно ЕЦБ сам примет участие в спасательных операциях.

Посмотрим, какие факторы могут заставить Европейский Центральный Банк вмешаться в борьбу с чередой бюджетных кризисов, поразивших ЕС:

  1. Бюджетный кризис может перейти в финансовый кризис или кризис банковской системы. Так может произойти потому, что многие банки ЕС используют облигации стран-членов Еврозоны в качестве ликвидных и надежных инструментов для инвестиций и краткосрочного размещения временно свободных финансовых ресурсов. А возникновении бюджетного кризиса и особенно ситуация близкая к суверенному дефолту означает, что падает спрос на государственные облигации и они становятся неликвидны.
  2. Бюджетный кризис приводит к сокращению государственных расходов, что в условиях депрессивного состояния экономики может послужить причиной спада ВВП, т.е. причиной экономического кризиса. А за состояние экономики ЕЦБ несет ответственность наравне с правительствами стран-участниц Еврозоны.
  3. Бюджетный кризис при сохранении общей платежеспособности государства является типичным примером кризиса ликвидности, когда текущих доходов недостаточно для исполнения текущих обязательств. А поддержание ликвидности экономики – задача центрального банка.

Для борьбы с бюджетным кризисом у любого центрального банка, и у ЕЦБ в частности, есть три вида инструментов: кредитование под залог государственных облигаций (этот инструмент ЕЦБ уже использует, не переставая кредитовать банки Греции под залог облигаций правительсва Греции, несмотря на их низкую надежность); выкуп государственных облигаций на вторичном или первичном рынке; прямое кредитование государства.

Все инструменты, которыми может воспользоваться ЕЦБ для борьбы с бюджетным кризисом, являются монетарными, т.е. приводят к росту денежной массы. А рост денежной массы обязательно вызовет инфляцию, хотя из-за того, что экономика ЕС находится в фазе депрессии, ускорении инфляции будет минимальна. Но, пожалуй, опаснее самого ускорения инфляции рост инфляционных ожиданий и повышение оценки инфляционных рисков в зоне Евро, поскольку эти явления снизят управляемость экономики и могут привести к затяжному росту ускорению инфляции и ослаблению экономики.

Также финансирование бюджетного дефицита за счет средств ЕЦБ может повредить репутации Евро, как мировой резервной валюты, поскольку валюта, подверженная инфляционным рискам, не может быть идеальным резервом. Но с другой стороны, если не помочь справиться с бюджетным кризисом слабым странам ЕС, то, опять же, будущее Евро в качестве резервной валюты будет поставлено под сомнение, поскольку всем станет ясно, что Евросоюз и Еврозона слишком аморфные образования, вкладываться в обязательства которых небезопасно.

И еще один минус для ЕЦБ. Если он согласится кредитовать страну, находящуюся на грани дефолта: несмотря на помощь ЕЦБ, дефолт может произойти, и в этом случае деньги, выданные ЕЦБ, будут безвозвратно потеряны, поскольку ЕЦБ не имеет инструментов влияния на национальные правительства. Но это, конечно, болезнь роста ЕС, поскольку эту проблему можно разрешить принятием закона или договора об ответственности стран Еврозоны перед ЕЦБ. И кстати, если страна вынуждена объявить дефолт только из-за кризиса ликвидности, то невозврат кредита будет очень маловероятен.

Таким образом, перед ЕЦБ стоит дилемма: помогать или нет странам ЕС, столкнувшимся с бюджетным кризисом. Любой из вариантов приведет к каким-то негативным последствиям. Вопрос лишь в том, последствия какого решения ЕЦБ считает менее опасными для экономики. Но, в принципе, участие ЕЦБ в разрешении бюджетного кризиса в любой стране Еврозоны возможно, особенно, если ЕЦБ посчитает, что бюджетный кризис является кризисом ликвидности, а не вызван полной потерей этой страной платежеспособности.
Предыдущее: Бюджетный кризис в Греции: причины помощи от Еврозоны.  Следующее: ЕЦБ и ЦБР: кризис точно кончился.

 

Метки статьи: мировая экономика ; банковское дело ; госбюджет ; дефицит бюджета ; валюта ; евро ; евросоюз ;


    Оставьте свой комментарий!

Имя / Псевдоним : E-mail :
Ваш Комментарий (Тэги запрещены, Писать кириллицей) :
 
Рег. № :
Пароль :

или зарегистрироваться
Введите Рег № и Пароль,
а затем выберите
Параграф или № задания,
чтобы увидеть
полный текст или подробное решение

Метки:

мировая экономика
банковское дело
госбюджет
финансовый кризис
дефицит бюджета
госдолг
валюта
евро
евросоюз
инфляция
центральный банк
денежная масса
кредит
ипотека
недвижимость
регулирование банков
политэкономия
инвестиции
иностранные инвестиции
инновации
экономический цикл
автопром
сектор услуг
малый бизнес
конкуренция
экономические риски
маркетинг
туризм
страхование
строительство
монополии
сырьевой сектор
внешнеэкономическая деятельность

 

Архивы Экономико - финансового Бюллетеня.

2010 - 2012;

Нужна еще информация? Воспользуйтесь поиском: