Макро и Микро

     Рынок услуг, риски и конкуренция

Микроэкономика

Введение

Поведение потребителя

Производственная функция

Прибыль и Предложение

Совершенная конкуренция

Монополия и олигополия

Рынки ресурсов

Эффективность рынка

Поделись ссылкой:

Микроэкономика: Формирование рыночного потребительского спроса.
Эффекты противопоставления. Динамические изменения спроса.

В предыдущем параграфе речь шла о влиянии на спрос некоторых психологических эффектов, связанных с присоединением потребителя к большинству. Эти эффекты связаны лишь с одним из типов иррационального поведения потребителей на рынке. Однако существуют и другие типы иррационального поведения, например, связанные с противопоставлением себя большинству.

Наиболее распространенным вариантом противопоставление себя большинству является причисление себя к элите общества. А принадлежность к элите означает потребление некоторого специфического набора элитарных благ, и подчинение потребительского поведения цели поддержания потребительского статуса.

Посмотрим, что означает элитарность (статусность) блага. Статусное благо – некоторое благо, потребляемое представителями элиты общества и воспринимаемое большинством как символ принадлежности к элите. Обычно это высококачественное благо с высокой, по сравнению с субститутами, ценой.

Понятно, что не всякое дорогое и высококачественное благо является статусным. Однако оно с течением времени может стать таковым. Как правило, превращение блага в элитарное сопровождается снижением эластичности спроса на него по доходу при больших значениях дохода. Также происходит и снижение эластичности спроса на это благо по цене, особенно в короткой и среднесрочной перспективе.

Указанное снижение эластичности связано с феноменом показного (статусного) потребления. Оно возникает тогда, когда человек стремится с помощью потребления продемонстрировать свою принадлежность к элите, несмотря на недостаточность дохода.

Из-за показного потребления наблюдаемая эластичность спроса по доходу на статусные товары в короткой перспективе снижается. Но большинство потребителей, столкнувшихся со стойким снижением доходов, рано или поздно откажется от показного потребления.

 

Ну и наконец, обратим внимание, что спрос может автономно изменяться с течением времени.

Таким образом, оказывается, что существуют различные кривые спроса, одна из них отражает мгновенную реакцию потребителей на изменение цен (т.е. почти полный отказ от приобретения блага), а другая – величину потребления блага при разных ценах, сохраняющихся длительное время. Эти кривые спроса можно назвать мгновенной и долгопериодической, соответственно; а между этими кривыми находится целое семейство других кривых спроса, отражающих реакцию изменения величины спроса на рассматриваемое благо в периоды промежуточной длины.


Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:

Движение и деформация кривой спроса. Эффекты присоединения к большинству и их влияние на кривую спроса.
 
Функция спроса и жизненный цикл товара.
 
БольшАя версия параграфа
 Вернуться в раздел: Формирование рыночного потребительского спроса.

Рег. № :
Пароль :

или зарегистрироваться
Введите Рег № и Пароль,
а затем выберите
Параграф или № задания,
чтобы увидеть
полный текст или подробное решение

Нужна еще информация? Воспользуйтесь поиском: