Макро и Микро

     Рынок услуг, риски и конкуренция

Микроэкономика

Введение

Поведение потребителя

Производственная функция

Прибыль и Предложение

Совершенная конкуренция

Монополия и олигополия

Рынки ресурсов

Эффективность рынка

Поделись ссылкой:

Микроэкономика: Формирование рыночного потребительского спроса.
Движение и деформация кривой спроса. Эффекты присоединения к большинству и их влияние на кривую спроса.

Функция спроса, как ее чаще всего представляют, есть зависимость количество потребляемого блага от цены этого блага. И эту зависимость демонстрирует кривая спроса. А остальные аргументы функции спроса считаются параметрами деформирует и смещает кривую спроса.

А следовательно, изменить функцию спроса могут изменения дохода потребителей (происходящие в отрыве от изменений цен) и изменения цен благ, являющихся субститутами или дополнениями для рассматриваемого блага. При этом происходит одновременное растяжение и смещение функции спроса, а в некоторых случаях изменяется и ее вид. Но как правило при графическом анализе спроса и предложения ограничиваются небольшим участком кривой спроса, на котором кажется, что кривая спроса просто смещается.

Кроме того, изменения функции спроса могут происходить при изменении величин, не перечисляемых среди аргументов функции спроса. Например, появление на рынке новых потребителей увеличивает спрос, а значит и смещает кривую спроса. Появление новых благ-субститутов способно коренным образом деформировать функцию спроса. А особенно сильными бывают деформации, вызванные массовыми изменениями предпочтений потребителей.

 

Например, благо может стать модным, т.е. после того, как рассматриваемым благом начинает пользоваться элита общества или потребители-новаторы, спрос на него возрастает и в остальных слоях общества. Это приводит к долгосрочному увеличению спроса на данное благо, причем величина спрос возрастает при любой цене. При этом происходит снижение эластичности спроса по доходу, а также снижение перекрестной эластичности спроса. Эластичность спроса по цене при возникновении моды на элитный товар обычно возрастает, а если товар просто новый – не меняется.

Если мода носит достаточно долгосрочный характер, то увлечение рассматриваемым благом приводит к очень краткосрочному увеличению спроса, после которого происходит возвращение спроса к исходному уровню и характеру. По характеру изменений функции спроса увлечение, кстати, сильно напоминает резкое изменение потребностей под воздействием внешних факторов. Например, эпидемия может привести к резкому росту спроса на лекарства и средства профилактики.

Заметьте, что если наблюдается мода на некоторое благо, то спрос на другие блага, являющиеся субститутами данного блага, резко снижается. И спрос наиболее сильно падает на близкие субституту данного блага, а спрос на более отдаленные субституты меняется слабее.

Мода и увлечение являются двумя примерами эффектов присоединения к большинству. Среди других эффектов можно упомянуть бойкот (т.е. долгосрочное массовое снижение спроса) и выделить чистое присоединение к большинству. Последнее в чистом виде наблюдается тогда, когда практически все потребители переориентировались на потребление некоторого блага, и в результате использование благ субститутов стало сопровождаться значительными дополнительными издержками, а дополнительные издержки потребления рассматриваемого блага сократились. Например, это имело место при массовом переходе от гужевого транспорта к автомобильному.


Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:

Эластичность спроса и объем рынка.
 
Эффекты противопоставления. Динамические изменения спроса.
 
БольшАя версия параграфа
 Вернуться в раздел: Формирование рыночного потребительского спроса.

Рег. № :
Пароль :

или зарегистрироваться
Введите Рег № и Пароль,
а затем выберите
Параграф или № задания,
чтобы увидеть
полный текст или подробное решение

Нужна еще информация? Воспользуйтесь поиском: