Макро и Микро

     Торговые войны 21го века.

Микроэкономика

Введение

Поведение потребителя

Производственная функция

Прибыль и Предложение

Совершенная конкуренция

Монополия и олигополия

Рынки ресурсов

Эффективность рынка

Поделись ссылкой:

Микроэкономика: Формирование рыночного потребительского спроса.
Превращение индивидуального спроса в рыночный. Кривая спроса.

Как складывается рыночный спрос из спроса отдельных индивидуумов. Спрос предъявляемый на некоторое благо отдельными потребителями, суммируясь, дает рыночный спрос, т.е. спрос предъявляемый на данное благо рынком в целом. Если считать, что потребители независимы (т.е. принимают решение о приобретении данного конкретного блага вне зависимости от решений других потребителей, или не зная о них), тогда рыночный спрос в любой момент времени и при любой цене является суммой индивидуальных спросов, которые мы можем определить и спрогнозировать. Если же на решения потребителей что-то влияет, например потребление других потребителей или потребление рассматриваемого потребителя в прошлом, тогда 1) спрос зависит от спроса в прошлом, 2) спрос до некоторой степени случаен, 3) на спрос влияют краткосрочная мода (увлечение), мнение авторитетов, реклама… Нужно заметить, что потребление групп благ менее зависит от мнений и действий других потребителей, чем потребление отдельных благ.

Предположим, у нас имеется группа потребителей со сходными предпочтениями. Если бы все потребители этой группы имели одинаковый доход, тогда их спрос был бы пропорционален спросу одного потребителя. Однако, в реальности все потребители в этой группе имеют разный доход и кривые спроса у разных потребителей разные. Как результат, совокупный спрос будет более "размазанный", поскольку при снижении цены блага не только изменится объем потребления блага потребителями, которые ранее приобретали его, но и все больше потребителей будут выходить на этот рынок.

 

Вид кривой спроса. Кривая рыночного спроса скорее всего является непрерывной, т.е. незначительное изменение цены блага не может привести к существенным изменениям объема потребления данного блага. При этом кривая рыночного спроса может иметь самую различную форму! Например, если для всех потребителей данное благо не является Гиффиновым, то повышение цены приводит к снижению спроса, т.е. кривая спроса имеет отрицательный наклон. Если же для всех потребителей благо является Гиффиновым, кривая спроса обладает положительным наклоном. В промежуточном случае кривая спроса может иметь как положительный, так и отрицательный наклон, становясь в некоторых ситуациях вертикальной. Также кривая спроса будет вертикальной, если а) спрос удовлетворен полностью, б) потребители не могут переключиться на другое благо. Возможна и ситуация, когда кривая спроса горизонтальна. Это означает, что при достижении некоторого уровня цены спроса нет, а незначительное снижение цены приводит к очень большому приросту спроса.

Поскольку рыночный спрос складывается из индивидуальных спросов, то наклон кривой спроса равен обратной величине к сумме обратных величин наклона индивидуальных кривых спроса :

Где gi – наклон индивидуальных кривых спроса.

В результате наклон кривой рыночного спроса на нормальное благо имеет намного меньшую (абсолютную) величину, чем наклон индивидуальных кривых спроса.

 

Выпуклость и вогнутость кривой спроса. Кривая спроса может быть и выпуклой, и вогнутой. Нормальной считается ситуация, когда кривая спроса вогнута ( т.е. выпукла вниз ). Эта ситуация реализуется в следующих условиях :

  1. Рассматривается отдельное благо или небольшая группа благ. Влияние комплиментарных благ не учитывается.
  2. Благо является нормальным.
  3. Существуют блага-субституты.
  4. Потребности далеки от насыщения.
В этих условиях снижение цены блага приводит к переключению потребителей на него с других благ, причем чем ниже цена рассматриваемого блага, тем быстрее потребители на него переключаются.

Выпуклая вверх кривая рыночного спроса возникает тогда, например, когда возможно постепенное насыщение потребностей.

 

Скомпенсированная кривая спроса. Кроме обычной кривой спроса можно построить несколько видов кривых скомпенсированного спроса.

  1. Полностью скомпенсированная кривая спроса. Кривая спроса, построенная при предположении, что повышение цены блага будет полностью скомпенсировано каждому потребителю за счет увеличения его дохода.
  2. Перераспределительная кривая спроса. Учитывающая, что изменение цены одного из благ приводит к некоторому перераспределению доходов в экономике. При этом компенсация роста цены блага будет неоднородной: доходы некоторых лиц возрастают, но при этом у других могут падать.
  3. Частично скомпенсированная кривая спроса. Возникает, когда повышение цены блага компенсируется, причем механизм компенсации известен, однако компенсация недостаточна. Распространенным примером является полная компенсация малоимущим и ограниченная – всем остальным слоям населения.


Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:

Эмпирический подход к поведению потребителя.
 
Эластичность спроса. Эластичность по доходу.
 
БольшАя версия параграфа
 Вернуться в раздел: Формирование рыночного потребительского спроса.

Рег. № :
Пароль :

или зарегистрироваться
Введите Рег № и Пароль,
а затем выберите
Параграф или № задания,
чтобы увидеть
полный текст или подробное решение

Нужна еще информация? Воспользуйтесь поиском: