Макро и Микро

     Рынок услуг, риски и конкуренция

История экономических учений

Доклассический период

Классическая школа

Неоклассическая школа

Кейнсианство

Поделись ссылкой:

Мобильная версия страницы.

История Экономических учений: Англо-американская школа. А. Маршалл. Экономикс.
У. Джевонс. Маржинальные идеи в английской щколе.

В Англии в последней трети 19го века также произошла маржинальная революция. И она не могла не произойти, поскольку для нее существовали объективные предпосылки (т.е. всеми наблюдаемая неспособность классической теории объяснить медленное развитие экономики Англии после Второй промреволюции). Но маржинальная революция в Англии шла независимо от континентальных экономических школ, в частности представителям английской экономической мысли не были знакомы труды представителей австрийской школы; а также О. Курно и Л. Вальраса. (Хотя нужно признать, что обмен идеями все же происходил...) Кроме того, Англия долгое время была оплотом классики, и отказаться от достижений классической экономической школы, в частности доказанных идей о саморегулируемости рынков было невозможно. Поэтому от чистого маржинализма английские экономисты очень быстро отказались и создали неоклассическую доктрину.

 Уильям Стэнли Джевонс
Уильям Джевонс в 1877 году. Портрет из журнала.

А первым крупным представителем маржинализма в Великобритании был Уильям Стэнли Джевонс (1835 - 1882), занимавший должность профессора логики, философии и политической экономии сначала в Манчестере, а затем в Лондонском университете. Свои идеи У. Джевонс изложил в трудах Теория политической экономии / The Theory of Political Economy / (1871) и Принципы науки (1874). Из этих работ видны как маржиналистская направленность идей Джевонса, так и его неготовность порвать с классической политэкономией.

Как и все ранние маржиналисты, Джевонс уделил основное внимание проблемам потребительского спроса и полезности потребления. У.Джевонс не только заявил о зависимости цен от предельной полезности, но и заявил, что максимальное удовлетворение потребностей при минимуме усилий является чисто экономической задачей, которую решает каждый человек. Но при этом Джевонс считал, что между предельной полезностью и ценой товара существует функциональная зависимость. Т.е. он не обратил внимания на то, что на цену одновременно влияют и предельная полезность, и издержки производства.

В отличие от других ранних маржиналистов, У. Джевонса можно считать наследником идей классической школы, поскольку по его мнению совершенная конкуренция на рынке способна обеспечить такое распределение товаров, что каждый человек способен максимально удовлетворить свои потребности. (А из максимального удовлетворения каждого члена общества вытекает наибольшее благосостояние всего общества.) Эта идея станет базовой для всей неоклассической школы, которая откажется от анализа вмешательства государства в экономику и не станет рассматривать несовершенные рынки.

Идеи У. Джевонса не пользовались популярностью, поскольку он активно использовал математические методы, что было непривычно для читателей. С другой стороны, Джевонс не построил ни функции спроса, ни функции предложения, ни производственной функции; хотя он был достаточно близок к этому, поскольку в его работах встречались кривые издержек производства, а в своей книге «Угольный вопрос» (1865) он изучал именно издержки производства в зависимости от эффективности использования топлива. В какой-то мере это объясняется тем, что Джевонс в период своего становления наблюдал экономику, в которой неэластичный спрос жестко ограничивал производство.


Теория процента Бем-Баверка: процент, как следствие межвременных предпочтений.
 
Теория предельной производительности Дж. Кларка.

Нужна еще информация? Воспользуйтесь поиском: