Макро и Микро

     Торговые войны 21го века.

История экономических учений

Доклассический период

Классическая школа

Неоклассическая школа

Кейнсианство

Поделись ссылкой:

Мобильная версия страницы.

История Экономических учений: Маржинализм. Австрийская экономическая школа.
Теория издержек производства в австрийской школе.

Согласно представлениям австрийской школы, единственным фактором, определяющим пропорции обмена товаров, и соответственно цену, является их предельная полезность для продавца и покупателя. Отсюда следовал логический вывод, что производительные (капитальные) блага ценности не имеют, так как не удовлетворяют напрямую человеческие потребности, то есть, не обладают непосредственной полезностью. Но совершенно очевидно, что в реальной экономике производительные блага ценность имеют и их цены формируют собой издержки производства. Как же разрешается проблема издержек производства в рамках представлений австрийской школы?

В экономической науке теория издержек производства, как и теория стоимости, существует в двух вариантах: теории объективных издержек и теории субъективных (альтернативных) издержек. Признание объективного характера издержек характерно для классической школы, где цены факторов производства выводились из так называемых естественных норм вознаграждения, а их уровни определялись отдельными теориями, нередко выходящими за рамки экономики. Земельная рента определялась как дифференциальный излишек сверх предельных издержек возделывания земли, заработная плата – долгосрочными издержками средств существования рабочего (см. воззрения Т. Мальтуса), а прибыль представляла собой остаточную величину. В рамках классической школы никогда не ставилась под сомнение объективность издержек производства. Но не случайно австрийскую школу называют субъективно-психологической школой. Она объявила, что реальные издержки не более чем древнее заблуждение, а один из представителей австрийской школы – Фридрих фон Визер (1851-1926) разработал субъективную теорию издержек. Визер представил свои теории в трех основных работах: О происхождении и основных законах экономической ценности (1884); Естественная ценность (1899); Теория общественного хозяйства (1914). Исходными посылками субъективной теории издержек являются два положения, которые мы укажем ниже.

Первое положение гласит, что производительные блага представляют собой будущие, потенциальные, блага, поэтому их ценность носит производный характер и зависит от ценности конечного продукта, приносящего непосредственное удовлетворение. Следовательно, не издержки производства придают ценность продуктам, а наоборот, издержки производства приобретают ценность от своих продуктов, подобно тому, как луна светит отраженным светом солнца (по образному выражению Бем-Баверка). Получалось, согласно взглядам представителей австрийской школы, что потребительские блага сами наделяют ценностью те производственные ресурсы или факторы, которые участвуют в их изготовлении. Блага первого порядка (потребительские товары – прим. автора) сообщают ценность благам более высоких порядков, которые нужны, чтобы могли появиться на свет первоочередные блага. В этой идее и заключается знаменитая теория вменения австрийской школы. Второе положение сводится к утверждению, что предложение представляет собой обратную сторону спроса производителей, т.е. спроса тех, кто обладает товаром. При достаточно низких ценах производители сами предъявят спрос на собственную продукцию. В приведенном в предыдущем параграфе примере с конным рынком, если рыночная цена будет ниже оценки полезности лошади конкретным продавцом, он уведет ее с рынка, так как полезность ее в своем хозяйстве оценивает выше. Отсюда следует, что предложение обусловлено не реальными издержками, а издержками отказа от других возможностей использования блага, включая использование самим производителем для потребления или дальнейшего производства. Другими словами, издержки представляют собой ни что иное, как необходимую плату за отвлечение ресурсов от других вариантов использования; как цены, предлагаемые за услуги факторов производства, используемые для производства данного блага, другими конкурирующими производителями. Можно с полным основанием считать Визера автором «концепции альтернативных затрат», которая представила как спрос, так и предложение зависящими от полезности, сведя все издержки к отказу от полезности. В данной теории издержки – не более чем форма, в которой индивиду сообщается о "желанности" обладания вещью каким-либо другим человеком.

Но каков механизм формирования ценности производительных благ? Выделив наименьшую предельную полезность из суммы потребительских благ, которые созданы определенным производственным благом, Визер назвал ее предельным продуктом. Используя данное понятие, Визер сформулировал закон: предельная полезность предельного продукта обусловливает цену производительного блага, которое пошло на его изготовление, и соответствующую часть издержек производства, которые определяют предельные полезности других, непредельных потребительских продуктов, произведенных из указанного блага (так называемый закон Визера). Довольно тяжеловесная конструкция, которая потребовала введение такого понятия как "предельная полезность предельного потребительского блага". Но этим сложности не исчерпывались. Ведь на самом деле в создании предметов потребления участвует совокупность производительных благ (труд, капитал, земля). Представители австрийской школы оказались перед необходимостью разрешить довольно трудный вопрос: какая часть ценности предметов потребления должна быть отнесена (вменена) на счет того или иного производительного блага. И хотя их теория и не является законченной, подход к проблеме представляется достаточно определенным.

Признается, что для получения "хозяйственной пользы" требуется совместное действие нескольких материальных благ, при этом, если не достает одного из них, цель не может быть достигнута в полной мере. Такие материальные блага К. Менгер назвал комплиментарными (взаимно дополняющими друг друга). Совокупная ценность данной группы материальных благ определяется величиной предельной пользы, которую могут принести все эти материальные блага при совместном использовании. Если, например, три материальные блага: А, В и С составляют комплиментарную группу, и если предельная польза, которые могут принести данные материальные блага при совместном использовании составляет 100 единиц, то и ценность всех трех материальных благ вместе тоже будет равна 100. Однако в реальной жизни обычна ситуация, когда отдельные члены комплиментарной группы сохраняют способность приносить известную пользу вне совместного использования. Предположим, беря наш пример, что благо А, взятое отдельно, может дать предельную пользу 10, В – 20, а С – 30 единиц. Следовательно, суммарная предельная польза в случае раздельного использования составит 50 единиц. Возникает вопрос: «Какому фактору приписать излишек предельной полезности, возникающий при совместном использовании благ?» Представители австрийской школы, в частности Бем-Баверк, считают, что данный излишек полезности должен приходится на долю самых труднозамещаемых благ. Бем-Баверк подтверждает правильность своей гипотезы ссылкой на то, что именно в практической жизни из общей суммы дохода вычитаются прежде всего те издержки производства, которые представляют собой расходы на способные замещаться производственные блага (наемный труд, сырье, оборудование). Чистый же доход относят за счет не могущих замещаться членов комплиментарной группы (земля, фабрики, предпринимательские способности). Это положение представляет собой своеобразное соединение концепции Ж.Б.Сэя о трех факторах производства с теорией предельной полезности. Но если даже принять эту позицию, то остается открытым вопрос о механизме четкой количественной определенности доли каждого фактора в цене продукта. У представителей австрийской школы ответа на это вопрос нет. И не может быть, исходя из особенностей их (субъективного) подхода к формированию цен и издержек.

Заканчивая вопрос о теории издержек "австрийской школы", следует сказать, что при всех ее несовершенствах многие положения вошли в современную экономическую теорию. В частности, это положение о том, что ценность средств производства носит производный характер, которое вошло в современный курс в качестве положения о производном характере спроса на факторы производства, зависящего от спроса на конечную продукцию; и это, конечно, концепция альтернативных затрат.


Теория предельной полезности как теория ценообразования
 
Теория процента Бем-Баверка: процент, как следствие межвременных предпочтений.

Нужна еще информация? Воспользуйтесь поиском: