Макро и Микро

     Торговые войны 21го века.

История экономических учений

Доклассический период

Классическая школа

Неоклассическая школа

Кейнсианство

Поделись ссылкой:

История Экономических учений: Развитие идей классической экономической теории.
Экономические взгляды Т.Мальтуса. Основы классической теории заработной платы.

При рассмотрении экономических воззрений Рикардо, мы упомянули о влиянии, которое оказали на него взгляды Мальтуса. Справедливости ради нужно отметить, что взгляды последнего в существенной степени определили господствовавшую в течение XIX века теорию заработной платы как теорию прожиточного минимума. Поэтому вкратце рассмотрим экономические взгляды Т.Мальтуса.

Не будучи по образованию и основной области деятельности экономистом, Томас Роберт Мальтус (1766 - 1834) вошел в историю экономической мысли как человек одной идеи, одного закона, а именно как автор "закона народонаселения". В 1798 году в Лондоне была издана небольшим тиражом книга под названием "Опыт о законе народонаселения в связи с будущим совершенствованием общества", где автор доказывал, что население растет в геометрической прогрессии, а средства существования (под которыми подразумевались продукты сельского хозяйства) -- только в арифметической прогрессии. (Это и есть суть закона народонаселения.) По сути, в этой работе Мальтус сформулировал свою теорию народонаселения, которую можно свести к следующим положениям:

  • биологически способность к размножению у человека превосходит способность человечества увеличивать продовольственные ресурсы,
  • сама эта способность к воспроизводству ограничивается в первую очередь наличными продовольственными ресурсами.

Мальтус утверждал, что население имеет тенденцию увеличиваться быстрее, чем средства существования. И приводил в качестве доказательства следующие статистические данные: каждые 25 лет население может удваиваться, и если такая тенденция сохраниться, то "через два столетия народонаселение относилось бы к средствам существования как 256 к 9, через три столетия как 4096 к 13, а по прошествии двух тысяч лет отношение это было бы беспредельно и неисчислимо". И хотя весьма быстро обнаружилось, что доказательство этой теории у Мальтуса не корректно, поскольку брались цифры, описывающие темпы роста населения в Северной Америке, где население увеличивалось в основном за счет иммиграции, а не за счет естественных факторов, книга имела огромный успех и за короткое время выдержала пять переизданий.

Но какое отношение имеет это утверждение к экономической теории? Самое прямое, так как теория Мальтуса, установившая жесткую зависимость роста населения от продовольственных ресурсов общества, помогла обосновать теорию заработной платы, определяемой прожиточным минимумом. Главная и постоянная причина бедности, согласно теории Мальтуса, не зависит от образа управления государством или от неравномерного распределения имущества: она обусловлена "естественными законами и человеческими страстями", скупостью природы и чрезмерно быстрым размножением человеческого рода. Сведя причину бедности к простому соотношению темпа прироста населения с темпом прироста жизненных благ, теория Мальтуса послужила и обоснованием соответствующей экономической политики. Мальтус утверждал, что заработная плата всегда будет определяться прожиточным минимумом (минимальным количеством средств для поддержания физического существования). По его мнению, если заработная плата в силу роста спроса на труд превысит прожиточный минимум, "неумеренная склонность к размножению" приведет к росту населения, предложение труда увеличится и заработная плата опять вернется к исходному уровню. Иными словами, нищенский уровень жизни рабочих определяется не социальными условиями, а естественными, биологическими законами. Возможно, именно эта идея и объясняет такую невероятную популярность работы Мальтуса. Естественно, в рамках своей концепции, Мальтус не мог предложить рабочим для улучшения своего положения ничего, кроме морального, нравственного обуздания. Считая, что всякая сознательная попытка улучшить условия жизни будет "сметена неодолимой людской массой", Мальтус выступал против "Законов о бедных" и повышения заработной платы, и здесь его аргументация полностью совпадает с аргументацией Д.Рикардо. "Законы о бедных", по мнению этих экономистов, делали воздержание излишним и поощряли неблагоразумных, предлагая им часть доходов благоразумных и трудолюбивых, поскольку помощь осуществлялась за счет взимания налогов с последних. Кроме того, рост населения, спровоцированный помощью неимущим, увеличивал бы цены на продукты сельского хозяйства, снижая уровень реальной заработной платы для работающих. Другими словами, по мнению как Мальтуса, так и Рикардо, "Законы о бедных" содействовали уменьшению благосостояния тех классов, которые живут исключительно своим трудом.

Мальтус был убежден, что рост средств существования немедленно вызовет реакцию в виде увеличения рождаемости и численности населения. В действительности эта тенденция не только не является абсолютной, но на определенной стадии развития общества очевидно уступает место прямо противоположной. Вопрос об автоматических ограничителях рождаемости, кроме "страха голода", обсуждался уже в начале девятнадцатого века. Английский экономист Сениор подчеркивал, что желание сохранить свой уровень жизни, надежда перейти к более высокому социальному статусу - это такие же сильные мотивы поведения, как и стремление к продолжению рода.

В центре внимания мальтузианской теории народонаселения была проблема ограниченных ресурсов земли. Одной из основных посылок данной теории являлось утверждение о невозможности увеличивать средства существования (под которыми подразумевались продукты питания), теми же темпами, которые свойственны росту населения. Почему? Да потому что, 1) земельные ресурсы ограничены, и 2) дополнительные вложения труда и капитала в землю будут обеспечивать все меньший и меньший прирост продукции, так как с ростом населения в обработку вовлекаются земли худшего качества, дающие все меньшую отдачу. Эта теория получила название теории "убывающего плодородия почвы", которая явилась прообразом теории "убывающей предельной производительности". (Это утверждение Мальтуса правомерно только при неизменной технологии сельскохозяйственного производства.) Из ограниченности земельных ресурсов и постоянного роста населения Мальтус выводит принцип постоянного возрастания ренты, а это почти повторяет выводы Д. Рикардо.

 

В чем нельзя упрекнуть Мальтуса, так это в непоследовательности, и его взгляд на перспективы экономического роста полностью вытекают из "закона народонаселения". Исходя из того, что заработная плата определяется прожиточным минимумом, Мальтус обосновывал тезис о вековой стагнации, о перманентности кризисов перепроизводства. По его мнению, совокупный спрос всегда будет недостаточным для приобретения всей товарной массы по ценам, покрывающим издержки. Так как рабочие получают меньше, чем ценность произведенной ими продукции "одна только покупательная способность работающих классов не в состоянии обеспечить стимулы для полного использования капитала". И эта разница не может быть покрыта спросом, предъявляемым капиталистами, так как они в силу господствующей в их кругах этики, обрекли себя на бережливость, чтобы, путем лишения себя привычных удобств и удовольствий, сберегать часть своего дохода. Этот взгляд получил в дальнейшем название "доктрины недопотребления". Следовательно, (по Мальтусу), для обеспечения воспроизводства необходим определенный объем расходов из прибыли и ренты на предметы роскоши и услуги непроизводительного характера, что может каким-то образом смягчить проблему перепроизводства. Это дополнительное непроизводительное потребление могут обеспечить лишь классы, не принадлежащие к капиталистам и рабочим, в первую очередь земельные собственники. Не стоит удивляться, что рекомендации Мальтуса в области экономической политики сводились к снижению нормы накопления и поощрению непроизводительного потребления со стороны лендлордов. И его защита высоких импортных пошлин на хлеб (в полемике о "Хлебных законах"), которые обеспечивали бы высокую земельную ренту, вполне гармонирует с основными заключениями его теории. Для уменьшения же накопления капитала Мальтус предлагал увеличить налогообложение. Обсуждая проблемы организации общественных работ как временной меры уменьшения безработицы, Мальтус пишет, что "тенденция к уменьшению объема производительного капитала не может являться возражением против общественных работ, требующих привлечения значительных сумм за счет налогов, так как в определенной степени это именно то, что нужно".

При всей некорректности посылок теории перепроизводства Мальтуса (неограниченности роста населения и закона убывающего плодородия почвы) его заслуга состоит в том, что он остро поставил вопрос о проблемах реализации созданного продукта, вопрос, который остался за пределами внимания как А.Смита, так и Д.Рикардо. То есть Мальтус первым в экономической теории поставил под сомнение базовые принципы политэкономии - закон Сэя и невмешательство государства в экономику. (Правда, Мальтус не заметил того, что сбережения класса капиталистов расходуются на осуществление инвестиций, но зато утверждал, что сбережения землевладельцев и капиталистов расходуются на накопление предметов роскоши, что должно приводить к выполнению закона Сэя в общем, хотя временами возможны кризисы перепреоизводства.)

А теперь заметим, что Мальтус и мальтузианцы были правы в своей теории народонаселения. Только нужно отказаться от термина естественный прирост. В XIX веке в условиях излишнего сельского населения и недостаточного развития промышленности в континентальной Европе любое повышение заработной платы в Англии или в США было невозможным, так как зарплата сразу сбивалась ростом предложения труда со стороны мигрантов. Поэтому утверждение о том, что заработная плата всегда равна прожиточному минимуму было верным, особенно в долгосрочной перспективе.


Нужна еще информация? Воспользуйтесь поиском: