Макро и Микро

     Рынок услуг, риски и конкуренция

История экономических учений

Доклассический период

Классическая школа

Неоклассическая школа

Кейнсианство

Поделись ссылкой:

История Экономических учений: Зарождение Классической Политической Экономии.
Адам Смит. Научный подход к политической экономии. Экономический либерализм.

Термин "Политическая Экономия" был введен в употребление представителем меркантилизма Монкретьеном де Воттевиль в 1615 году, в "Трактате политической экономии", сугубо практическом труде, содержащем рекомендации в духе этой школы. Но для нас важно значение, вложенное в понятие "политическая экономия". Со времен Ксенофонта экономика понималась как наука о рациональном ведении частного хозяйства. Монкретьена же, как и других меркантилистов, интересовали вопросы, связанные с процветанием государства, т.е. с национальной экономики в целом. И появление нового термина (от "полис" - государство) и означало появление новой науки -- науки о процветании национального хозяйства. Хотя на самом деле науки еще не было, поскольку наука появляется там, где обнаруживаются учеными устойчивые причинно-следственные связи и зависимости. Становление политической экономии как науки связано с именем выдающегося английского ученого Адама Смита. Благодаря ему политическая экономия выделяется в самостоятельную отрасль знаний из круга гуманитарных наук; становится академической дисциплиной и обязательным элементом образования.

Заслуги А. Смита перед экономической теорией в целом и политической экономией в частности столь велики, что стоит сказать несколько слов о нем самом. (1723 - 1790) уроженец Шотландии, родился в 1723 году в семье чиновника, в четырнадцать лет поступает в университет Глазго по классу нравственной философии. В 1746 году Смит уже читает лекции по естественному праву, которое в восемнадцатом веке включало юриспруденцию, политические учения, социологию и экономику.

Уже в этот период у Смита формируются основные идеи экономического либерализма. Конец восемнадцатого века -- период становление буржуазной этики, в которой особое внимание уделяется обоснованию концепции естественных, неотчуждаемых прав и свобод личности. Это подразумевало и экономическую свободу человека. С точки зрения буржуазной этики человек всегда употребляет свободу для достижения собственных своекорыстных интересов. Не признать это невозможно, однако выводы из данного положения могут быть прямо противоположные. Английские философы семнадцатого века выводили из эгоистичности поведения людей постулат о необходимости авторитарного государства, которое должно сдерживать индивидуальный эгоизм граждан. У французских же философов-рационалистов, к примеру, у Гельвеция (1715-1771), эгоизм был объявлен естественным свойством человеческой личности и фактором общественного прогресса. Смит воспринял идеи последних, приложив их к сфере экономической деятельности.

А. Смит признает, что основным мотивом человеческой деятельности в экономической сфере является своекорыстный интерес. (Кстати, анализ мотивов поведения людей в экономической сфере и обнаружение основных принципов их поведения было одной из заслуг классической школы; и именно с нее проблемы поведения обязательно рассматриваются экономистами.) Но достичь удовлетворения эгоистических интересов человек (не нарушая закон), по мнению Смита, может, только предлагая свои товары и услуги на обмен другим людям. Как пишет Смит "Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим им о наших нуждах, а об их выгодах". И следовательно, естественное стремление людей улучшить свое положение является столь мощным стимулом, что он сам способен привести общество к благосостоянию без вмешательства государства, которое было обязательным для меркантилистов. Из концепции своекорыстного интереса вытекала и политика невмешательства, или "естественной свободы". Ведь если экономическая деятельность каждого ведет, в конечном счете, к благу общества, ей нельзя препятствовать. Таким образом, Адам Смит выработал теоретическое обоснование фритредерства и даже полного невмешательства государства в экономику.

Тем не менее, экономические взгляды А. Смита будут поняты недостаточно полно, если не принять во внимание его первую большую работу "Теория нравственных чувств", которая была опубликована в 1759 году и содержит его социально-философские идеи. Исходя из характерного для философии восемнадцатого века тезиса о существовании "естественных законов", Смит в качестве естественных характеристик человека в своей работе вводит два основных понятия: "чувство симпатии" и "внутренний наблюдатель" (совесть). При этом основой симпатии Смит считал способность человека с помощью силы воображения ставить себя на место других людей и чувствовать за них. Оставаясь на позиции существования естественных законов, Смит утверждает, что справедливо то, что естественно, а естественно стремление человека к собственному благу при благожелательном отношении к другим людям. Возможность же согласования эгоизма и симпатии заложена природой (Богом), наделившей человека совестью.

Интересно отметить, что тезис о гармонии интересов различных людей у Смита не вывод, следующий из действия "невидимой руки" (т.е. объективных экономических законов), а исходная мировоззренческая посылка, основанная на вере в Бога и человека; поэтому и поиск экономических законов опирается у него на веру в естественную, изначальную гармонию. Не случайно в описании действия "невидимой руки" у Смита присутствует не только экономический аспект, который сводится к благотворности для общества непреднамеренных последствий целенаправленных действий людей, но и мировоззренческий -- вера в мудрость Провидения, признание ограниченности человеческого разума. Именно в "Теории нравственных чувств" Смит описывает ситуацию, когда направляемый "рукой Провидения" бесчувственный, гордый и жадный (эпитеты А.Смита - прим. автора) богатый собственник без всякого преднамеренного желания служит интересам общества, ибо, заботясь исключительно о собственном богатстве он дает работу, а следовательно и пропитание, неимущим. При этом богатый из своих богатств потребляет лишь небольшую часть, столь небольшую, что, по мнению Смита, она сопоставима с уровнем потребления каждого из неимущих. Поэтому только кажется, что Провидение немногим дало все, а других лишило наследства и превратило в наемных рабочих. Кажущееся громадным имущественное неравенство между людьми при внимательном рассмотрении является равенством, причем таким, как если бы земля была распределена поровну между всеми людьми. Намек на Провидение как бы говорит, что все создал Бог. Он же печется и об устройстве общества. С виду устройство кажется несправедливым, но на самом деле стоит только постичь тайный замысел Бога и мир предстанет в ином свете.

Можно с полным правом сказать, что философская и этическая сторона экономического учения А.Смита была заложена в "Теории нравственных чувств", ибо именно в ней было определено представление о справедливости и природе человека, о свободе и моральных обязательствах, заложенных Природой и Богом, о значении и месте материального интереса в жизни человека и общества. Важнейшей идеей данной работы была идея доверия к человеку, которая была тесно связана с признанием его права на свободу, в том числе свободу в области хозяйствования. Интересно отметить, что в конце "Теории нравственных чувств" Смит обещает в следующей работе разъяснить механизм действия "естественного закона справедливости", в результате которого "каждый получает свою долю из всего произведенного землей".

"Теория нравственных чувств" при жизни автора выдержала пять изданий, но не она обессмертила имя А.Смита. Мировую известность и влияние принесла ему его вторая книга "Исследование о природе и причинах богатства народов", опубликованная в Лондоне в 1776 году, хотя внутренне обе работы оставались сторонами одного и того же предмета, с разных сторон изучающего природу человека. И если, по образному выражению Г.Бокля, в "Теории нравственных чувств" Смит исследует сочувственную сторону человеческой природы, то в "Богатстве народов" - своекорыстную ее сторону.


Нужна еще информация? Воспользуйтесь поиском: