| Мобильная версия страницы.
История Экономических учений: Древний мир и средневековье.
Древнекитайская экономическая мысль (для сравнения).
Античность, как исторический период, включала в себя не только саму Античную цивилизацию, но и современные ей цивилизации Востока. Из них особое значение приобрела цивилизация Древнего Китая, которая достигла своего пика одновременно с Древним Римом. И одновременно с цивилизацией Античности она создала свою объемлющую все общество философскую систему, в которой нашлось место и экономике. Некоторые черты философских систем, созданных на противоположных концах Евразии, оказались сходными.
Итак, конфуцианство, ставшее доминирующей философско-религиозной системой в Древнем Китая традиционно связывают с именем Конфуция (ок. 550 – 479 гг. до н.э.), являвшегося автором канонических текстов. Однако в конце 3-го века до н.э. конфуцианские книги были уничтожены. А потому судить об содержании мы можем только по позднейшим пересказам, в которые добавлены комментарии и целые куски неаутотентичного текста.
Основными проблемами конфуцианства стали идеальный человек, идеальное общество и идеальное государство. И соответственно, были выработаны каноны признания человека идеальным; этические каноны; идеальная модель общества, которым было признано общество патриархальное; и понятие об идеальном государстве, с идеальной системой управления.
Но прежде чем рассматривать особенности предлагаемых политико-экономических доктрин, нужно сказать, что метод конфуцианства основывался не на логике, а на историческом опыте. Соответственно, и идеал часто обнаруживался в прошлом, причем нередко в отдаленном (мифическом) прошлом.
Конфуцианский канон закреплял неравенство людей, но не основе происхождения, а на основе их «морального облика». Традиционно, высшим классом признавались государственные служащие (в чистом конфуцианском подходе – люди, посвятившие себя моральному совершенствованию и изучению конфуцианства, поэтому и получившие государственные посты), затем шли земледельцы и ремесленники; низшим классом были торговцы, одержимые жаждой наживы.
Идеальным обществом было признано патриархальное общинное общество земледельцев, в котором младшие старших поддерживают и слушаются. В таком обществе должно существовать уравнительное распределение внутри семьи, общины, клана и т.д. Необязательно, что все семьи будут одинаковы, но все же желательно, чтобы все они имели сходные земельные наделы.
Идеальное государство – тоже большая семья. Во главе нее стоит сакральная фигура императора, которого все общины и племена признают «отцом» и почитают как старшего родственника. Император управляет государством через своих чиновников, руководствующихся моральными принципами и законами. Государство заботится о подданных, как патриарх о своих родственниках. Государство должно было перераспределять землю, не облагать население избыточными налогами, поддерживать население в случае стихийных бедствий, препятствовать накоплению богатств. Таким образом, идеальное государство должно было заменять собою рынок, или, по крайней мере, вмешиваться в его работу, спекулируя и осуществляя интервенции.
Китай с его сложными технологиями земледелия по устройству государства всегда стремился к модели восточной деспотии, в которой возникает пирамида управления с большим количеством чиновников. Уменьшить количество чиновников, а также создать простую и справедливую систему налогообложения – это одна из проблем стоявших перед китайскими «мудрецами». Одним из решений ее стала система 9 полей (колодезная система), которая приписывается Мэн-цзы (372 – 289 гг. до н.э.). Смысл ее в том, что из каждых 9 одинаковых полей, 8 обрабатываются крестьянами для себя, а центральное – девятое всей общиной для государства. Эту систему пытался реализовать 10 – 15 гг. н.э. император Ван Ман (большой поклонник конфуцианства), но неудачно. Тем не менее, и более поздние конфуцианцы высказывались в поддержку этой системы, в которой ненужно много чиновников.
А теперь еще раз вернемся к Гуань-цзы. Эта книга стала плодом работы многих ученых Древнего Китая, работавших в придворной «академии» времен царства Ци. Гуань-цзы правильнее всего было бы называть энциклопедией, поскольку в ней были собраны работы по самым разным темам, и экономике посвящена лишь небольшая их часть. При этом в Гуань-цзы прослеживается влияние нескольких философских школ, и собраны методы регулирования, предлагавшиеся разными школами и в разных регионах. Поэтому однозначно толковать книгу сложно.
Две основных экономических проблемы, рассматриваемых в Гуань-цзы, традиционны: повышение благосостояния (народа государством) и регулирование экономики.
Для решения первой задачи предлагается улучшать земледелие, а для этого перераспределять земельные участки между крестьянами, принимая во внимание продуктивность почв и число едоков. Земельные налоги тоже должны быть поставлены в зависимость от качества земли, а также в зависимость от ситуации в стране. А для сокращения земельных налогов государство должно монополизировать производство железа и соли, что должно принести больше доходов, чем обложение крестьян.
Регулирование экономики понималось авторами Гуань-цзы как защиту ее от рыночной стихии и целенаправленных спекуляций. Для этого предлагался целый ряд мер: 1) фиксацию цен по всей территории страны, чтобы был невозможен межрегиональный арбитраж; 2) скупку излишков сельскохозяйственной продукции и государственные товарные интервенции; 3) кредитование жителей государством. В результате эти меры ограничат доходы торговцев и ростовщиков, не допустят концентрацию денег в их руках, наоборот, увеличат доходы государства и приведут к концентрации денег в казне.
Интересен совет авторов правителю о том, что регулировать экономику лучше ценами и деньгами, а не налогами. Видимо, Китай уже имел очень большой опыт коррупции аппарата управления, разорения крестьян из-за высоких налогов, а также восстаний населения.
Таким образом, древнекитайское «идеальное государство» очень похоже на таковое в Античной философии: государство заботится о подданных, дает им всем землю, регулирует экономику и подменяет собой рынок. И тут, и там, однако, осознается, что полностью заменить рынок государство не сможет, как и не сможет справиться со стремлением подданных к накоплению богатства и к «нетрудовым» доходам. Отличия проявляются в практической сфере. Если античная мысль начинает исследовать экономику и искать пути внутреннего улучшения работы экономики, то в Китае вопрос всегда сводится к улучшению работы государства, чтобы навязать экономике его волю.
|
|