Макро и Микро

     Рынок услуг, риски и конкуренция

История экономических учений

Доклассический период

Классическая школа

Неоклассическая школа

Кейнсианство

Поделись ссылкой:

Мобильная версия страницы.

История Экономических учений: Древний мир и средневековье.
Экономическая мысль средневековья. Особенности.

Переход от античности к средневековью носил для западной цивилизации катастрофический характер. Было разрушено не только Римское государство, исчезла складывавшаяся более 500 лет система хозяйствования, исчезли общественные институты (кроме Христианской Церкви). Изменился состав общества: стало меньше рабов, но исчезли и частные собственники земли, практически исчезло городское население, а вместе с ним исчезли и раннее промышленное, и ремесленное производство. Соответственно, сильно сократилась торговля. На место праву и свободному обмену пришли насилие и грабеж. В таких условиях исчезла потребность в экономическом знании не только на уровне отдельного хозяйства, но и на уровне государства. Лишь в позднем средневековье возродился практический интерес к экономике, но лишь на уровне государства.

Более того, сокращение количества грамотных людей в обществе и их переориентация с материальных целей на духовные не способствовали даже сохранению и осмыслению научных знаний, накопленных античной цивилизацией. То же самое произошло и с экономическим наследием мыслителей древности. Средневековье восприняло только часть экономических идей античности, в частности, экономические идеи Аристотеля. Но эти идеи не были критически переосмыслены, а были просто взяты на веру, превратившись в догму Аристотеля. А все идеи противоречившие этой догме воспринимались минимум как ложные, а максимум - как еретические. Это, однако, полностью соответствовало средневековому миропониманию, для которого важнее было сохранить прежние достижения, чем сделать новые открытия.

Собственно, средневековье и не могло опровергнуть Аристотеля, ибо это время было периодом доминирования натурального хозяйства, а люди, деятельность которых была отнесена Аристотелем к сфере хрематистики, действительно были людьми четвертого сорта, выпадающими из общественной структуры. К позднему средневековью ситуация изменилась и именно в это время появляются труды, развивающие идеи античности, но еще не готовые их отрицать. Хотя в это время уже развивается рыночная экономика и товарное производство. Торговля вновь начинает носить глобальный характер, а производство начинает носить промышленный характер.

 

Все средневековье было попыткой отказа от материального в пользу духовного. Но если позднее средневековье осознало невозможность полного отказа от материальной стороны жизни, то для раннего средневековья было характерно полное отрицание материальных целей жизни. Поэтому в раннем средневековье преобладал религиозно-этический подход к любым вопросам. Например, в области экономики перед человеком возникали вопросы: греховно или нет заниматься тем или иным видом деятельности? Будет ли тот или иной акт обмена угоден Богу или нет? Отвечая на эти вопросы отцы церкви пришли к выводам о том, что наиболее достойным видом экономической деятельности является аграрное производство (в идеале - в натуральном хозяйстве); о том, что торговля и ростовщичество - деяния грешные; о том, что богатство, не нажитое трудом, противоестественно; о том, что каждый должен стремиться не приумножить свое богатство, а разделить его с прочими членами общества...

 

Позднее же средневековье, поняв невозможность полного отказа от материального, стало нуждаться в экономических знаниях. И как и большинство научных знаний, эти знания пришли в Европу из Арабского мира, который смог сохранить наследие античности.

Стоит отметить, что у арабско-мусульманской цивилизации не было необходимости синтезировать христианский канон и труды античных философов, но сам характер производства на востоке претерпел мало изменений по сравнению с античными временами. Поэтому здесь создавались выдающиеся экономические труды, но они не получали общей известности. К таковым можно отнести например труды Ибн Хальдуна (1332 - 1406). Ибн Хальдун заявил, что человеческое общество движется от примитивности к цивилизации, что в экономической сфере означает, что в обществе постепенно происходит рост торговли и ремесла, а доля сельского хозяйства в общественном продукте падает. (Это характеризует Ибн Хальдуна как человека Нового Времени!) Для Ибн Хальдуна деньги являются важным элементом хозяйственной жизни, поскольку деньги отображают количественное содержание человеческого труда во всем приобретаемом, ценность всякого имущества, и в них основа приобретения, накопления и сокровища. Но при этом основной предмет исследования остался тем же, что и в трудах экономистов Древнего Востока, т.е. создание свода рекомендаций для управления экономикой государства.


Древнекитайская экономическая мысль (для сравнения).
 
Экономическая мысль средневековья. Фома Аквинский.

Нужна еще информация? Воспользуйтесь поиском: