Общая экономическая теория: Предмет общей экономической теории.
Предмет экономической теории в исторической перспективе.
Экономика возникла в античное время как наука о рациональном ведении хозяйства; ее предмет был узок и не простирался далее изучения и оптимизации процессов производства в обособленном хозяйстве.
Но в дальнейшем искусство управления домашним хозяйством превратилось в искусство управления государством, точнее его финансами. Наступила эпоха меркантилизма и предметом исследования экономистов стали международные экономические отношения и денежное обращение. Также некоторое внимание уделялось отношениям обмена, но другие отношения в экономике оставались без внимания. (Этому были объективные причины, о которых можно прочитать в разделе «меркантилизм».)
Переход от меркантилизма к классической политэкономии был естественным этапом развития экономической мысли, поскольку, продолжая анализ государственных финансов, политэкономия обратилась к производству того продукта, реализация которого должна приносить деньги в государственную казну. Тем не менее, этот переход сопровождался резким изменением основного предмета анализа в экономической теории, хотя и старые вопросы не оставались без внимания. Основным предметом анализа стали процесс производства и производственные отношения в обществе. А целью исследований стали рецепты максимизации объемов производства и максимизации реального богатства общества.
В ходе маржинальной революции вновь произошла смена предмета анализа экономической теории. Экономика обратилась к отдельному человеку и стала рассматривать формирование его потребительского выбора, а также экономические отношения между отдельными людьми.
Дальнейшее развитие маржинального направления экономической теории привело к возникновению неоклассической школы, которая начала исследовать экономические отношения между большими группами людей, в т.ч. регулярные рыночные отношения. Но при этом неоклассическую школу продолжали волновать вопросы потребления и производства, где она обратилась к проблемам оптимизации выбора потребителя и производителя.
Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:
|