Общая экономическая теория: Земельная рента и прочие виды ренты.
Монопольная рента продавца и покупателя.
Количество продавцов товара ограничено в условиях монополии или олигополии; а количество покупателей ограничено в условиях монопсонии и олигопсонии. Наибольшие возможности у продавца по ограничению предложения товара возникают в условиях монополии (т.е. тогда, когда на рынке всего один продавец), поэтому мы рассмотрим в этой главе монопольную ренту. У покупателя наилучшие условия для ограничения спроса на товар возникают в условиях монопсонии (когда на рынке лишь один покупатель).
Почему монополист ограничивает предложение товара? И насколько сильно? Монополист ограничивает предложение потому, что ведет себя рационально и рационально оптимизирует свою прибыль. Для оптимизации прибыли монополист стремится найти такой объем выпуска, при котором его предельная прибыль (производная прибыли по объему продаж) равна нулю.
Но в отличие от конкурентного рынка предельная прибыль оказывается нулевой не при равенстве цены товара и предельных издержек, а раньше.
Выручка, производство и прибыль монополиста зависят от эластичности спроса, причем чем менее эластичен спрос, тем меньше оптимальный для монополии объем производства и тем больше прибыль. Величина дополнительной прибыли, возникающая из-за неэластичности спроса, т.е. разность между прибылью монополиста и прибылью при совершенно эластичном спросе и называется монопольной рентой.
Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:
|