Общая экономическая теория: Конкуренция.
Монополизированный рынок.
Итак, монополия – такой вид рыночной организации, при котором имеется один производитель и множество потребителей. При этом ни один из потребителей не обладает существенной рыночной долей, и потребители действуют независимо друг от друга. Незначительность возможностей потребителей приводит к тому, что производитель игнорирует интересы и действия отдельных потребителей, и учитывает только их массовое поведение, выраженное в функции рыночного спроса.
Понятно, что в условиях монополии у производителя нет прямых конкурентов, поэтому он может манипулировать ценами так, как ему того захочется. Но все же монополист не полностью свободен от конкуренции. Это связано с тем, что потребительские свойства всех товаров взаимосвязаны, а следовательно, если один товар можно частично заменить другим, то монополист оказывается зависим от действий фирм, производящих заменители его товара.
Для монополиста индивидуальный спрос на его продукт совпадает со спросом, предъявляемым всем рынком. И это очень важное отличие, ведь рыночный спрос всегда менее эластичен, чем индивидуальный спрос в условиях совершенной конкуренции. Поэтому вывод о равенстве цены и предельных издержек в условиях монополии не верен.
В условиях монополии предельная выручка, являющаяся наряду с предельными издержками основой предельной прибыли, состоит из двух компонент: 1) прироста выручки из-за реализации дополнительной единицы продукции; 2) падения выручки, связанного с тем, что n+1 единицу продукции можно реализовать по более низкой цене, чем n единиц.
Из этого следует: 1) монополист при любой цене товара выберет меньший объем производства, чем аналогичная фирма в условиях совершенной конкуренции; 2) при одинаковом объеме производства монополист установит более высокую цену. А следовательно, монополист при любом объеме производства за счет более высокой цены продукции будет получать большую прибыль.
Монополия гораздо менее эффективный способ организации рынка, чем совершенная конкуренция : - Каждый из потребителей платит за товары монополиста больше, чем при наличии конкуренции.
- Монополист менее эффективно расходует ресурсы.
- Монополист не заинтересован во внедрении передовых технологий.
- Монополист слабо реагирует на изменения на рынке, не стремится предлагать новые товары и слуги.
Поэтому существует антимонопольная политика государств, направленная как на недопущение возникновения монополий, так и на разрушение ранее существовавших монополий. К сожалению, последнее не всегда возможно, ибо существую естественные монополии, возникающие в силу особенностей товаров и услуг которые они предоставляют.
Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:
|