Макро и Микро

     Торговые войны 21го века.

Главная

Бюллетень

Обратная связь

Блог

Новый Блог

Каталог

Архив

Поделись ссылкой:

Рыночная эффективность

Один из постулатов неоклассической экономической теории: «Рынок способен самостоятельно определить справедливую цену любого товара». И действительно, за исключением некоторых специфических случаев рынок самостоятельно может найти цену, при которой спрос уравновесит предложение, и все участники рынка получат от сделок состоявшихся или несостоявшихся сделок максимальное удовлетворение. Например, покупатели, отказавшиеся от покупки товара по высокой (с их точки зрения) цене, получат большее удовлетворение, израсходовав деньги иным способом.

Однако, современные рынки отличаются тем, что на них реализуется не только реально существующий товар, но и товар, которого еще нет, и вполне вероятно даже не будет. Именно так мы можем смотреть на торговлю контрактами на поставку товара в будущем. И можем ли мы утверждать, что рынок продолжает быть эффективным, когда к реальным спросу и предложению примешиваются фиктивные. Ныне, без всяких теоретических обоснований, считается, что рынок способен справиться с такой ситуаций.

Но нужно признать, что данное утверждение не верно. В действительности рынок частично теряет свою эффективность. Во-первых, цены будущего (цены форвардных и фьючерсных контрактов) определяются в основном фиктивным спросом и фиктивным предложением. Так происходит потому, что значительная часть лиц, заключающих сделки на рынке срочных контрактов, не собирается в реальности их продавать или покупать товар. Они либо страхуют таким способом свои риски, либо пытаются заработать на колебаниях цен контрактов, которые для них являются обычными финансовыми инструментами. И поскольку фиктивный спрос невозможно отличить от реального, они в равной мере воздействуют на цену. Т.е. цена товара на рынке срочных контрактов в одинаковой степени изменяется при росте фиктивного спроса и при росте реального спроса. То же самое можно сказать и о фиктивном предложении.

Для товарного рынка фиктивный спрос и предложение могут считаться внешними факторами, ибо они порождены лицами, не собирающимися приобретать товар. Потому оказывается, что цена товара определяется внешними и, зачастую, случайными факторами. Несмотря на свою случайность цены срочных контрактов способны влиять на цены текущих операций. Например, если рациональный покупатель видит, что будущие цены выше текущих, он приобретает товар впрок, в объемах которые больше его потребностей. А рациональный продавец стремится придержать свой товар. В итоге, начинается рост текущих (спотовых) цен, спровоцированный внешними факторами.

Разумеется, внешние факторы не могут нарушить долгосрочный баланс спроса и предложения, но в короткой перспективе рынок оказывается неэффективным. Некоторые покупатели остаются без необходимого товара; другие переплачивают за него; третьи приобретают больше, чем нужно. Потом, конечно, те, кто купил лишнее, смогут израсходовать приобретенный товар; а те, кто не купил, приобретут его при падении цен. Однако, межвременное распределение потребления будет нарушено, плюс неизбежно возникнут потери и затраты при хранении товаров.

Еще хуже то, что спровоцированный внешними факторами рост цен окажется сигналом для неоправданного роста производства, а также для неоправданного сокращения потребления рассматриваемого товара. Разумеется, постепенно производители и потребители перестанут реагировать на колебания цен, но тогда они рискуют не заметить реальные изменения спроса и предложения на рынке.

Итог: Рыночный механизм не является эффективным способом определения цен на товары, если в его работу вмешиваются внешние факторы. Лишь если участники рынка имеют информацию о величинах фиктивного (спекулятивного) спроса и фиктивного предложения, работа рыночного механизма становится более эффективной. Но так как эту информацию получить невозможно, то добиться эффективности рыночного механизма нельзя.

Предыдущее: Что делать с нефтяным рынком  Следующее: Рецепт от греческой болезни

 

Метки статьи: политэкономия ; конкуренция ; сырьевой сектор ; внешнеэкономическая деятельность ;


    Оставьте свой комментарий!

Имя / Псевдоним : E-mail :
Ваш Комментарий (Тэги запрещены, Писать кириллицей) :
 
Рег. № :
Пароль :

или зарегистрироваться
Введите Рег № и Пароль,
а затем выберите
Параграф или № задания,
чтобы увидеть
полный текст или подробное решение

Метки:

мировая экономика
банковское дело
госбюджет
финансовый кризис
дефицит бюджета
госдолг
валюта
евро
евросоюз
инфляция
центральный банк
денежная масса
кредит
ипотека
недвижимость
регулирование банков
политэкономия
инвестиции
иностранные инвестиции
инновации
экономический цикл
автопром
сектор услуг
малый бизнес
конкуренция
экономические риски
маркетинг
туризм
страхование
строительство
монополии
сырьевой сектор
внешнеэкономическая деятельность

 

Архивы Экономико - финансового Бюллетеня.

2010 - 2012;

Нужна еще информация? Воспользуйтесь поиском: