Макро и Микро

     Рынок услуг, риски и конкуренция

Микроэкономика

Введение

Поведение потребителя

Производственная функция

Прибыль и Предложение

Совершенная конкуренция

Монополия и олигополия

Рынки ресурсов

Эффективность рынка

Поделись ссылкой:

Микроэкономика: Рыночные отношения. Устройство Рынка. Рыночное равновесие.
Конкуренция. Классификация рынков по силе конкуренции среди продавцов и покупателей.

Каждый продавец, выходя на рынок, желает получить максимальную прибыль от реализации своего товара. При этом максимизация прибыли достигается путем максимизации выручки, которая в свою очередь может быть достигнута максимизацией физических объемов продаж. Т.о. продавцы товара вступают в борьбу друг с другом, чтобы получить максимальную долю рынка. Эта борьба носит название конкуренции.

Долгое время основным инструментом конкурентной борьбы было снижение цен, в результате которого выигрывал тот, у кого были наименьшие издержки. Хотя ценовая война ведет к тому, что все ее участники несут потери, но эта война гораздо менее затрагивает тех, кто предлагает товар несколько отличный от того, что предлагают другие участники рынка. В результате возник новый способ конкурентной борьбы, а именно создание уникальных товаров.

Покупатели также соперничают друг с другом. Они борются, а первую очередь, за счет повышения цены покупки. Другим инструментом, используемым покупателями является гарантирование долгосрочных отношений с продавцом: т.е. побеждает тот покупатель, который даст продавцу наиболее надежные гарантии своей платежеспособности в течение как можно большего срока. На не слишком цивилизованных рынках имеет место и физическая борьба покупателей, когда преимущество получает самый сильный, самый громкий или тот, кто первым пришел на рынок.

Уровень конкуренции на рынке определяется, в первую очередь, количеством участников, представляющих ту или другую сторону; а затем уже, он определяется теми способами, которыми ведут борьбу конкурирующие лица, и тем, насколько сильно рыночная инфраструктура или государственный контроль помогают или мешают участникам рынка. В зависимости от числа участников выделяют три вида рынков:

  1. Рынок совершенной конкуренции. На этом рынке присутствует огромное количество мелких производителей, предлагающих своим клиентам совершенно одинаковый товар. Действия любого из участников этого рынка не могут повлиять на цены, т.е. они принимают цены, возникшие под действием объективных рыночных сил. Обычно предполагается, что любая фирма может легко войти на этот рынок и выйти с него.
  2. Олигополия. На рынке присутствует несколько крупных производителей, каждый из которых может повлиять на цены. При этом никто из них не в состоянии контролировать рынок полностью. Как правило, на данном рынке существуют входные барьеры, хотя бы и небольшие.
  3. Монополизированный рынок. На рынке присутствует всего один производитель. Он ни с кем не конкурирует и может устанавливать любые цены. Позиция монополиста на рынке обычно защищена высокими входными барьерами.

Если к тому борьба между участниками рынка идет с применением уникализации товаров, тогда мы получаем три возможных вида рынков:

  1. Рынок монополистической конкуренции. В этом случае большое количество производителей выставляет на рынок мало отличающиеся продукты.
  2. Монополистическая олигополия. Несколько производителей предлагают достаточно сильно различающиеся товары. Они легко могут влиять на цены, но все же сдерживают друг друга.
  3. Монополия. Единственный производитель продает уникальный товар, однако он не застрахован от появления конкурентов.

Однако, поскольку существует конкуренция между покупателями, то можно рассортировать рынки и по количеству покупателей:

  1. Рынок совершенной конкуренции между покупателями.
  2. Олигопсония. На рынке существует всего несколько покупателей и уход любого из покупателей с рынка приводит к существенным изменениям ситуации на нем.
  3. Монопсония. Это рынок одного покупателя, который диктует на этом рынке цены.


Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:


Движение рынка к равновесию. Паутинообразная модель.
 
Несовершенство рынка и его неэффективность. Фиаско рынка.
 
БольшАя версия параграфа
 Вернуться в раздел: Рыночные отношения. Устройство Рынка. Рыночное равновесие.
Рег. № :
Пароль :

или зарегистрироваться
Введите Рег № и Пароль,
а затем выберите
Параграф или № задания,
чтобы увидеть
полный текст или подробное решение

Нужна еще информация? Воспользуйтесь поиском: