Макро и Микро

     Торговые войны 21го века.

Микроэкономика

Введение

Поведение потребителя

Производственная функция

Прибыль и Предложение

Совершенная конкуренция

Монополия и олигополия

Рынки ресурсов

Эффективность рынка

Поделись ссылкой:

Микроэкономика: Теория Производства. Производственные Факторы.
Основные производственные факторы : Человеческий капитал.

Что такое человеческий капитал? Рассматривая труд как фактор производства мы уже упоминали человеческий капитал, как одну из причин повышения заработной платы работников и как причину снижения гибкости политики занятости предприятия. Теперь рассмотрим его более подробно.

Одинаковый труд должен оплачиваться одинаково – это один из постулатов экономической теории. Но в настоящее время, если мы посмотрим на зарплату работников одной профессии на одном и том же предприятии, то увидим, что уровни зарплат существенно различаются, причем если у работников физического труда зарплата примерно одинакова, то у работников труда умственного заработная плата может отличаться в десятки раз!

Чем же это объясняется? Разумно предположить, что личными качествами работника. Это могут быть как природные качества, скажем интеллект; так и приобретенные, например знания, умения, навыки, опыт (что можно объединить термином квалификация ); а также внешний облик, имидж, известность (популярность) и репутация. Все эти качества: 1) могут быть накоплены; 2) помогают человеку получать более высокий доход; 3) при этом в краткосрочной перспективе не расходуются; 4) приносят доход только при их использовании; 5) в длительной перспективе им свойственен износ (например, потеря квалификации в период безработности). Т.е. данные качества ведут себя подобно капиталу в форме средств производства, поэтому их также можно считать капиталом.

 

Увеличение человеческого капитала, инвестиции в человеческий капитал. Человеческий капитал может быть увеличен за счет работы человека над собой : человек может повысить уровень своего образования, может приобрести опыт в ходе работы, может посетить тренинги или курсы… Существуют и более экзотичные способы увеличения своего капитала : например, смена гардероба, пластическая операция для улучшения внешности, самореклама, другая деятельность для создания себе имиджа и репутации…

Вся эта деятельность требует как минимум затрат собственного времени (которое может быть затрачено как на отдых, так и на работу), и если эти затраты не будут повышением заработной платы, то рациональный работник не будет повышать свой капитал. Кроме того, увеличение человеческого капитала нередко требует материальных затрат, причем весьма существенных. Итак, вложения денег в увеличение человеческого капитала, например путем оплаты образования, можно назвать прямыми инвестициями в человеческий капитал; а затраченные человеком усилия, время, перенесенные неудобства есть косвенные инвестиции.

Косвенные инвестиции в человеческий капитал может осуществить только сам человек, однако прямые инвестиции могут быть осуществлены и сторонним лицом, например, работодателем. Это лицо может не нести риски инвестиций в человеческий капитал, т.е. оно просто предоставляет ссуду на получение образования; а может принять риски на себя, скажем, оплатив обучение, а затем платить вновь обученному специалисту пониженную зарплату.

 

Стоимость человеческого капитала. Стоимость человеческого капитала (для производителя) определяется, с одной стороны, избытком или недостатком требуемых специалистов на рынке труда, а с другой – стоимостью прямых и косвенных инвестиций, вложенных в увеличение человеческого капитала (текущей или их амортизацией). То есть для предприятия бухгалтерские затраты на человеческий капитал могут быть выражена такой простой формулой:

Однако реальную величину человеческого капитала, H, не может оценить ни его обладатель, ни работодатель. Ни один из них не может точно сказать, какая часть инвестиций реально была обращена в знания и умения.

Равновесная цена человеческого капитала равна процентной ставке, соответствующей рискам работника : риску увольнения, риску невостребованности, риску потери квалификации, риску недополучения знаний и т.д. Плюс к этой процентной ставки добавляется норма амортизации человеческого капитала, которая соответствует быстроте забывания полученных знаний, или, например, быстроте исчезновения положительного эффекта косметической операции.

В то же время рыночный спрос и предложение могут очень сильно отклонять цену человеческого капитала от равновесной, причем время возвращения к состоянию равновесия может быть очень большим, например, спрос на специалистов с высшим образованием не может быть удовлетворен быстрее, чем за 2 – 3 года, т.е. время получения второго высшего образования.

 

Потеря человеческого капитала предприятием. Часть человеческого капитала работников всегда принадлежит предприятию, т.е. оплачен предприятием, а плата за этот человеческий капитал не поступает работнику. Это обычно опыт работников именно на том оборудовании, которое имеется на предприятии, некоторые знания и навыки, полученные в процессе работы на данном предприятии и т.д.

Данный человеческий капитал может быть потерян предприятием в следующих случаях :

  1. Увольнение работника;
  2. Болезнь или инвалидность работника;
  3. Выход работника на пенсию;
  4. Не желание работника работать с полной отдачей.
Предприятия стремятся не допустить потери челочеческого капитала всеми доступными способами.


Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:


Основные производственные факторы : Предпринимательская деятельность.
 
Основные производственные факторы : Земля, недвижимое имущество, инфраструктура.
 
БольшАя версия параграфа
 Вернуться в раздел: Теория Производства. Производственные Факторы.
Рег. № :
Пароль :

или зарегистрироваться
Введите Рег № и Пароль,
а затем выберите
Параграф или № задания,
чтобы увидеть
полный текст или подробное решение

Нужна еще информация? Воспользуйтесь поиском: