Макро и Микро

     Рынок услуг, риски и конкуренция

Микроэкономика

Введение

Поведение потребителя

Производственная функция

Прибыль и Предложение

Совершенная конкуренция

Монополия и олигополия

Рынки ресурсов

Эффективность рынка

Поделись ссылкой:

Микроэкономика: Формирование рыночного потребительского спроса.
Эластичность спроса по цене. Перекрестная эластичность спроса.

Ценовая эластичность спроса. Когда речь идет о просто эластичности спроса, речь обычно идет именно о ценовой эластичности, поскольку именно этот показатель (среди прочих показателей эластичности) наиболее важен при анализе спроса.

Эластичность спроса по цене показывает насколько процентов изменяется спрос на некоторое благо при изменении цены рассматриваемого блага на один процент. Поскольку у нормальных благ при увеличении цены спрос снижается (и наоборот), то показатель эластичности берется со знаком “минус”, т.е. :

Формула эластичности спроса по цене

Измерить эластичность спроса напрямую невозможно, так как нужно знать величину спроса при двух одновременно существующих значениях цены. Можно рассчитать эластичность на основании индивидуальных функций спроса потребителей, полученных в ходе анализа потребительских предпочтений. Но вместо этого используются показатели эластичности спроса, полученные при историческом анализе (статистическом исследовании временных рядов).

 

В зависимости от значения эластичности нормальные блага делятся на блага с эластичным спросом и блага с неэластичным спросом. Говорят, что спрос эластичен, если эластичность больше 1. И наоборот, спрос неэластичен, если эластичность меньше 1.

Существует и более широкая классификация эластичности спроса :

  • Спрос абсолютно неэластичен, если эластичность равна 0. В этом случае кривая спроса является вертикальной (прямой). Абсолютно неэластичный спрос – абстракция.
  • Спрос неэластичен, если эластичность близка к нулю. Кривая спроса в этом случае имеет очень большой наклон.
  • Спрос малоэластичен, если эластичность меньше 1, но близка к ней.
  • Спрос эластичен, когда эластичность превышает 1, но незначительно.
  • Спрос высокоэластичен, когда эластичность очень велика, скажем более 3. Кривая спроса будет иметь очень небольшой наклон, стремясь к горизонтальной линии.
  • Спрос абсолютно эластичен, если кривая спроса горизонтальна (эластичность равна бесконечности), т.е. в случае, когда при цене выше некоторого максимума спроса нет, а при цене даже незначительно ниже этого максимума спрос очень велик.

 

Перекрестная эластичность спроса. Поскольку спрос на рассматриваемое благо зависит также от цен прочих благ, и особенно благ-субститутов, то можно ввести понятие :

Перекрестная эластичность спроса по цене блага i показывает на сколько изменится процентов спрос на анализируемое благо при изменении Pi (цены блага i) на 1%.

Как правило :

  1. Перекрестная эластичность для благ-субститутов (заместителей) положительна, т.е. при повышении цены на одно из этих благ, спрос на другое возрастает.
  2. Перекрестная эластичность для комплиментарных благ отрицательна.
  3. Перекрестная эластичность невелика, когда мы рассматриваем отдельные блага (кроме комплиментарных и субститутов), но гораздо больше, если анализируем спрос на целые группы благ (например, все блага, удовлетворяющие одну потребность).

Перекрестная эластичность спроса, ценовая эластичность спроса, и эластичность спроса по доходу связаны (в первом приближении) следующим соотношением :

Т.е. эластичность спроса по доходу равна сумме всех перекрестных эластичностей, взятой со знаком минус, плюс эластичность спроса на благо по его собственной цене.

Существует и другое уравнение, связывающее эластичность спроса по доходу и эластичность спроса по цене :

В этом уравнении k – доля расходов на рассматриваемый товар в бюджете потребителя, e* – эластичность спроса при неизменном реальном доходе потребителя. Т.е. данное уравнение иллюстрирует эффекты дохода (первое слагаемое в правой части) и замены.


Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:


Эластичность спроса. Эластичность по доходу.
 
Эластичность спроса и объем рынка.
 
БольшАя версия параграфа
 Вернуться в раздел: Формирование рыночного потребительского спроса.
Рег. № :
Пароль :

или зарегистрироваться
Введите Рег № и Пароль,
а затем выберите
Параграф или № задания,
чтобы увидеть
полный текст или подробное решение

Нужна еще информация? Воспользуйтесь поиском: