Макро и Микро

     Рынок услуг, риски и конкуренция

Микроэкономика

Введение

Поведение потребителя

Производственная функция

Прибыль и Предложение

Совершенная конкуренция

Монополия и олигополия

Рынки ресурсов

Эффективность рынка

Поделись ссылкой:

Микроэкономика: Основные принципы поведения потребителя.
Движения бюджетной линии. Изменения располагаемого дохода.

В этом параграфе мы переходим к динамике потребительского выбора, т.е. к вопросу об изменениях предпочтений потребителя при выборе набора потребляемых благ при изменениях экзогенных параметров. В результате мы построим функцию спроса, т.е. зависимость потребления отдельного блага от различных параметров и в первую очередь от его цены.

Существуют две группы причин изменения набора потребляемых отдельным человеком благ :

  1. Субъективный фактор. Т.е. изменения формы функции полезности (или, что то же самое, формы и положения кривых безразличия).
  2. Объективный фактор. Т.е. изменения величины располагаемого дохода, а также изменения цен благ. (При этом нужно помнить, что в современном мире на величину располагаемого дохода потребителя влияют очень много параметров, кроме собственно дохода.)
Субъективный фактор мало интересует экономическую теорию, поскольку индивидуальные изменения функции полезности не способны повлиять даже на отдельные рынки, не говоря уже о глобальном экономическом равновесии.

 

Мы рассмотрим объективные факторы, влияющие на потребительский выбор и начнем с изменений, вызванных увеличением или уменьшением дохода.

При увеличении располагаемого дохода происходит параллельный перенос бюджетной линии вверх (вправо), при этом потребитель переходит на более высокую кривую безразличия и получает более полное удовлетворение своих нужд.

График

Жирная линия – бюджетная линия при более высоком доходе. Легко догадаться, что она пересекает исходную оптимальную кривую безразличия.

При этом соотношение объемов потребляемых благ, как правило, претерпевает изменение. Потребитель переориентирует свое потребление на наиболее ценное для него благо. (Математически более ценным, т.е. качественным, является то благо, предельная полезность которого убывает медленнее. Т.е. более качественным является то благо, у которого величина имеет минимальное абсолютное значение. ) В некоторых случаях переориентация потребителей сопровождается снижением потребления менее ценных благ, а в некоторых – нет, ибо возрастает потребление всех благ.

Если два блага дополняют друг друга, тогда при росте дохода обязательно растет потребление обоих благ, причем практически одинаковым темпом. Если же два блага являются близкими субститутами и одно из благ более качественно, чем другое, тогда система кривых безразличия будет выглядеть почти как семейство прямых с уменьшающимся наклоном и рост дохода будет приводить снижению потребления менее качественного блага.

При низком доходе потребитель выбирает из близких субститутов наименее качественное (но и самое дешевое) благо; далее наступает момент, когда он выбирает некоторую комбинацию из двух благ, причем в этой комбинации постоянно растет доля более качественного блага; и наконец, потребитель перестает потреблять менее качественное благо.


Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:


Доход. Бюджетная линия. Потребительский выбор. Неполная делимость благ.
 
Движения бюджетной линии: Изменения цен благ. Эффекты замены и дохода.
 
БольшАя версия параграфа
 Вернуться в раздел: Основные принципы поведения потребителя.
Рег. № :
Пароль :

или зарегистрироваться
Введите Рег № и Пароль,
а затем выберите
Параграф или № задания,
чтобы увидеть
полный текст или подробное решение

Нужна еще информация? Воспользуйтесь поиском: