| Микроэкономика: Фиаско рынка.
Общественные блага.
Общественное благо – благо обладающее свойствами: неисключимости потребителей из процесса потребления (т.е. если один потребитель получает это благо, то его получают и все остальные); неограниченности блага по объему. Общественное благо также обладает свойством неделимости в том смысле, что это благо чаще всего представляет из себя право пользования каким-то объектом.
Примеров чистых общественных благ не так много : - Внутренняя и внешняя безопасность в государстве.
- Дороги общего пользования.
- Радио- и телевещание, кроме шифрованных каналов.
Некоторые черты общественных благ могут быть присущи и другим благам. (Например, вакцинация части населения снижает риск заболеваний для не вакцинированных.) В результате, эффекты о которых пойдет речь ниже наблюдается не только в отношении общественных благ, но и на других рынках, где потребление блага одним лицом влияет на функцию полезности других лиц.
Предположим, существует некоторое общественное благо, которое предоставляется потребителям некоторой фирмой. Будем считать, что фирма стремится поддерживать постоянное качество блага и ее экономические издержки составляют С. Предположим, что в начале n потребителей вносят плату за рассматриваемое благо. В этом случае каждый из них должен заплатить C : n. Однако, некоторые из потребителей могут отказаться оплачивать благо. В результате число потребителей, оплачивающих благо сократится и достигнет y, а плата за пользование им возрастет и составит C : y. В этом состоянии вновь некоторые из пользователей общественного блага пожелают отказаться от него, поскольку плата покажется им излишне высокой, а те, кто перестал оплачивать благо ранее, уже не будут его оплачивать, так понимают, что вне зависимости от их платы данное благо предоставляется.
В результате, возникнет одна из трех ситуаций: 1) общественное благо будет оплачиваться одним лицом, которому оно наиболее необходимо; 2) общественное благо не будет предоставляться, поскольку никто не будет его оплачивать; 3) фирма будет вынуждена снижать качество предоставляемого блага. В двух последних ситуациях явно присутствует фиаско рынка.
Чтобы общественное благо могло предоставляться, необходимо каким-то образом вынудить потребителей оплачивать его. Как правило, принуждением потребителей занимается государство, которое собирает налоги и часть из них направляет на оплату рассматриваемого общественного блага. При этом государство может оплачивать предоставление благ фирмами (как это происходит в сфере массовой информации), а может заниматься этим само, как это происходит в сфере безопасности.
Способ же распределения издержек по поставке общественного блага между потребителями, а также объем (качество) предоставляемого блага определяются в ходе политического процесса, поскольку налоги для каждого конкретного потребителя и направления их использования определяются в соответствии с законами, которые в свою очередь формируются органами представительной власти…
Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:
| Введите Рег № и Пароль, а затем выберите Параграф или № задания, чтобы увидеть полный текст или подробное решение
|