| Макроэкономика: Совокупный спрос потребителей.
Основные факторы, влияющие на потребительский спрос в макроэкономике.
Мы начнем рассмотрение отдельных рынков из макроэкономики с анализа рынка благ (который является основным рынком в макроэкономике, так как именно на нем определяется величина национального дохода), а анализ рынка благ – с анализа совокупного спроса, под которым понимается спрос всех четырех субъектов макроэкономики, предъявляемый ими на рынке благ; т.е. совокупный спрос есть сумма потребительского спроса, инвестиционного спроса, государственных закупок и чистого экспорта.
Поскольку совокупный спрос состоит из спроса четырех субъектов макроэкономики, то чтобы вывести зависимость спроса от различных макроэкономических параметров, необходимо найти факторы, от которых зависит спрос каждого из макроэкономических субъектов.
Посмотрим вначале на потребительский сектор, отдельного потребителя и на его спрос на некоторое отдельное благо. Этот спрос зависит от следующих факторов : - Предпочтения потребителя при потреблении благ;
- Межвременные предпочтения потребителя.
- Цена рассматриваемого блага и ее соотношения с прочими ценами.
- Доход потребителя.
Поскольку в макроэкономике имеется всего одно благо, то из факторов, определяющих потребление, исключаются предпочтения потребителя между различными благами и цены прочих благ. В результате получится, что поведение потребителя определяется тремя факторами : - Предпочтениями потребителя между потреблением и сбережением;
- Доходом потребителя;
- Уровнем цен в экономике (который мы берем вместо цены отдельного блага).
Заметим, что потребительские предпочтения между потреблением и сбережением не являются независимой величиной. Они зависят от таких факторов как доход потребителя, его семейное положение, его возраст и т.д.; кроме того, очень важным фактором является процентная ставка, в зависимости от которой потребитель принимает решения о заимствовании или сбережении. Можно заметить, что некоторое влияние оказывает и уровень цен в экономике: видя общее снижение цен и считая его временным, потребитель должен увеличить потребление.
Еще можно отметить, что потребление отдельного потребителя в случае нехватки доходов определяется величиной его имущества. Чем больше стоимость имущества, тем большую его часть сможет реализовать потребитель, чтобы получить средства на потребление.
Переходя теперь к анализу спроса всего сектора домохозяйств, мы можем, по аналогии со спросом отдельного потребителя, сделать вывод о том, что совокупный потребительский спрос зависит от : - Величины располагаемого дохода. Данная величина рассчитывается для всей массы потребителей и заменяет собой доход отдельного потребителя.
- Распределения доходов между потребителями.
- Процентной ставки. Определяющей, как и ранее, предпочтения между потреблением сейчас и потреблением в будущем.
- Социально-демографической структуры общества.
- Ожиданий потребителей. Среди всех ожиданий можно выделить инфляционные ожидания населения, ожидания относительно экономического роста и ожидания, относящиеся к изменениям процентной ставки.
- Уровня цен в экономике.
- Величины национального богатства. Распределения имущества в экономике.
Данные факторы по-разному действуют в коротком и длинном периоде. Так например, уровень цен в экономике является важнейшим фактором в коротком периоде, но почти не имеет значения в длинном. (Смотрите неоклассическую модель ОЭР.) Наоборот, краткосрочные колебания располагаемого дохода меньше влияют на потребление, чем его долгосрочные изменения.
Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:
| Введите Рег № и Пароль, а затем выберите Параграф или № задания, чтобы увидеть полный текст или подробное решение
|