Макроэкономика: Равновесие и регулирование открытой экономики.
Модель IS – LM – BP. Стабилизационная политика.
В открытой экономике, как и в закрытой, одной из задач государства является стимулирование экономики, в которой производство находится ниже естественного уровня. При этом у государства имеется дополнительный инструмент стабилизации – валютная политика. Но иногда на использование этого инструмента наложены ограничения, вроде необходимости стабилизировать валютный курс.
Посмотрим, как может государство воздействовать на величину ВВП в том случае, когда оно не вмешивается в работу валютного рынка. В этом случае у государства остаются два инструмента увеличения объема производства: повышение собственных расходов и увеличение денежной массы.
Итак, увеличение государственных расходов ведет к прямому росту ВВП на сумму приращения расходов, поскольку во время депрессии государство обязано приобретать товары и услуги внутреннего производства. Далее происходит мультиплицирование национального дохода, Величину мультипликатора можно определить по формуле для IS, выведенной в первом параграфе по теме IS-LM-BP.
Ограничителем является дефицит денег, возникающий при росте ВВП. Чтобы его ликвидировать необходимо повышение процентной ставки. Рост процентной ставки вызовет сокращение инвестиций, подавляя, таким образом, рост ВВП, но одновременно произойдет увеличение импорта капитала.
Немного иначе воздействуют меры, предпринимаемые государством для стабилизации экономики, в случае когда валютный курс фиксирован или контролируем государством. Увеличение расходов сдвигает вправо линию IS, что ведет к росту процентной ставки. Рост процентной ставки тормозит рост производства, как и в закрытой экономике; но одновременно происходит нарушение баланса внешних платежей. В случае возникновения профицита платежного баланса центральный банк вынужден покупать иностранную валюту и этим увеличивает денежную массу. А рост денежной массы ведет к снижению процентной ставки и увеличивает объем производства.
Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:
|