Макроэкономика: Стабилизационная и стимулирующая политика государства.
Фискальная политика. Неоклассический подход.
Итак, фискальная составляющая в стабилизационной политике государства (или, как еще говорят, фискальная политика) состоит из манипулирования государственными расходами, налогами и государственным долгом. В первую очередь фискальная политика определяет величину госрасходов и налогов (и этим однозначно определяется темп прироста государственного долга), но не менее важно манипулирование структурой расходов и налогов.
Мы будем абстрагироваться от возможности манипулирования структурой налогов, расходов и государственного долга; и будем считать, что центральный банк не финансирует дефицит бюджета.
Сначала мы рассмотрим влияние фискальной политики государства на экономику с точки зрения неоклассиков. Для этого мы введем в стандартную неоклассическую модель экономического равновесия фактор государственных расходов, финансируемых за счет налогов :
Воздействие государственных расходов на экономику будет выражаться в том, что снизится располагаемый доход потребителей, но одновременно часть расходов потребителей будет заменена общественными благами, поставляемыми государством. (Например, расходы потребителей на образование могут быть заменены государственным бесплатным образованием.) Одновременно, те же общественные блага повышают производительность факторов производства, что повышает совокупное предложение. (Классический пример: транспортная инфраструктура снижает транспортные издержки, и за счет этого повышается производительность труда и капитала в сельском хозяйстве.)
Государственные расходы будут эффективны, до тех пор, пока снижение расходов потребителей и увеличение производительности факторов производства превосходит величину налогов. При проведении фискальной стабилизационной политики государство, стараясь увеличить ВВП за счет государственных расходов, увеличивает размеры своих расходов выше равновесного уровня.
–
С учетом этого факта выясним, как отреагирует экономика на однократное увеличение госрасходов. Предположим, что производная C по G равна a, а производная yS равна b. Тогда при увеличении госрасходов на величину DG совокупный спрос увеличится на DG – a DG , а совокупное предложение на b DG . Из-за того, что эффект роста государственных расходов будет меньше 1, то прирост совокупного спроса будет меньше роста предложения. И для установления нового равновесия должна увеличиться ставка процента. Рост ставки процента еще сильнее увеличит совокупное предложение, однако сократит инвестиции и совокупный спрос.
В результате, однократное увеличение государственных расходов приведет к росту производства и росту занятости, но одновременно к снижению частных инвестиций и потребления. Общий же прирост национального дохода будет меньше DG, поскольку сработает эффект вытеснения частного потребления и инвестиций государственными расходами. Тем не менее, однократное увеличение расходов государства положительно сказывается на экономике, поскольку государству удается обмануть потребителей.
Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:
|