Макро и Микро

     Торговые войны 21го века.

История экономических учений

Доклассический период

Классическая школа

Неоклассическая школа

Кейнсианство

Поделись ссылкой:

История Экономических учений: Англо-американская школа. А. Маршалл. Экономикс.
Теории формирования потребительского спроса. Дж. Р. Хикс. Е. Слуцкий.

Теория А. Маршалла была революционна и просто замечательна. Она открыла равноправие спроса и предложения при формировании цен товаров; она учла полезность благ и затраты на их производство... Однако, не смотря на свою красоту, эта теория была далека от совершенства: она вполне могла объяснить как формируется цена на отдельный товар, но вот для объяснения того, как формируются глобальные соотношения цен и объемов производства в экономике эта теория не годилась. Дело в том, что для объяснения формирования соотношений в экономике необходимо знать, как спрос и предложение одного товара реагируют на изменения цены и выпуска других товаров. (В теории Маршалла этого не было.) Более того, Маршалл пытался построить теорию, которую можно было бы использовать на практике, но базировалась эта теория на субъективной функции полезности, которую никому не удавалось построить. Так что критика Маршалла со стороны последних классиков имела смысл. А для того, чтобы неоклассическая экономическая теория стала на прочное основание, необходима была теория потребительского выбора.

Первым приблизился к разработке теории потребительского выбора Вильфредо Парето, который показал, что можно отказаться от построения функции полезности и можно заменить ее набором поверхностей безразличия, каждая их которых соответствует множеству наборов благ, одинаково полезных для потребителя.

При таком подходе в построении функции полезности уже нет необходимости. Это понял английский экономист Джон Ричард Хикс (1904 - 1989), который развил идеи Парето относительно потребительского выбора в своем труде Ценность и капитал: исследование некоторых фундаментальных принципов экономической теории (1939). Труд Хикса охватывает всю экономическую теорию, а не только теорию потребительского выбора, поэтому мы еще обратимся к нему, но сейчас нас интересует базис экономической теории.

Хикс в своей теории отказывается от понятий полезность и предельная полезность. Он не отрицает, что полезность благ существует, он говорит лишь о том, что можно обойтись без построения функции полезности. Вместо полезности благ Хикс говорит о норме замены одного блага на другое, что отражает соотношения полезности этих благ; а закон снижения предельной полезности он заменяет законом снижения предельной нормы замены при росте количества замещающего блага. Из этого закона можно вывести, что обычно функция спроса имеет отрицательный наклон. Но Хиксу удается теоретически доказать, что функция спроса может иметь и положительный наклон, а также то, что эластичность спроса может быть самой разной.

Для построения функции спроса на отдельный товар по Хиксу нужно построить карту кривых безразличия и нарисовать бюджетные линии. Наклон бюджетных линий будет возрастать по мере роста цены рассматриваемого товара, и точки касания бюджетных линий и кривых безразличия будут определять величину спроса на товар.

Но построение всей кривой спроса задача очень сложная, к тому же решение этой задачи не обязательно, если мы занимаемся практическим анализом рынка. Гораздо важнее знать эластичность спроса. А для этого оказалось достаточно знать, какова предельная норма замены и как она изменяется вдоль кривой безразличия и при переходе от одной кривой безразличия к другой, а также каков наклон бюджетной линии. Анализируя реакцию потребителя на изменение цены блага Дж. Р. Хикс выделил эффект замены, соответствующий смещению вдоль кривой безразличия, и эффект дохода, возникающий из-за того, что при росте цены анализируемого блага потребитель не может получить те наборы благ, которые мог получить раньше. Далее Хикс заметил, что эффект замены и эффект дохода могут быть как одноправленными, тогда возникает эластичный спрос на товар, или разнонаправленными, что делает спрос малоэластичным или даже приводит к положительному наклону кривой спроса.

Теперь теория потребительского выбора получила практическую направленность, поскольку в масштабе всей экономики эффект замены можно было оценить, исследовав предпочтения потребителей при сложившихся ценах, а эффект дохода можно было определить, изучив спрос потребителей, имеющих разные доходы. Кроме того, в теории Джона Ричарда Хикса все товары оказались взаимосвязаны. Изменение цены одного товара сразу влияло на спрос на другие товары, а это позволяло построить более точную модель экономического равновесия, учитывающую предпочтения потребителей.

 

Хикс построил свою теорию самостоятельно около 1934 года. Однако еще в 1915м году аналогичную теорию предложил российский экономист Евгений Евгениевич Слуцкий (1880 - 1948) в 1915м году. Однако, его работа была опубликована лишь в Италии и осталась неизвестна широкому кругу экономистов неоклассической школы. Лишь в 1936м году соавтор Хикса Аллен обнаружил эту работу и перевел ее на английский. Теория Слуцкого почти совпадала с теорией разработанной Хиксом. Различалось лишь определение эффекта дохода, который в формулировке Слуцкого было проще рассчитать, а определение Хикса больше подходило для микроэкономического анализа.


Нужна еще информация? Воспользуйтесь поиском: