Макро и Микро

     Базель 3: Реальная защита от рисков или излишняя нагрузка на экономику?

История экономических учений

Доклассический период

Классическая школа

Неоклассическая школа

Кейнсианство

Поделись ссылкой:

История Экономических учений: Учение Кейнса и кейнсианская экономическая школа.
Предпосылки возникновения кейнсианства и общая характеристика школы.

Кейнсианская экономическая школа возникла в период Великой Депрессии, когда неожиданно для экономистов обнаружилось, что саморегулирование рынков в масштабах всей экономики невозможно. В сложившейся ситуации государства стали активно вмешиваться в экономику, хотя и не имели теоретической основы для предпринимаемых ими действий.

Поэтому перед экономической теорией стояло несколько вызовов

  • Объяснить причины того, что в глобальном масштабе экономика неспособна к саморегулированию;
  • Объяснить механизмы экономических спадов и подъемов;
  • Проанализировать возможные варианты вмешательства государства в экономику;
  • И дать правительству практические советы в области регулирования экономики.

Но чтобы решить эти задачи, потребовалось создать новый метод экономического анализа, носящий в настоящее время наименование макроэкономического метода. Другими словами пришлось создать макроэкономику. При этом кейнсианцам пришлось отказаться от части достижений неоклассической школы и вспомнить подход классиков. Т.е. кейнсианская школа стала рассматривать не отдельные рынки, а их совокупности, а также стала сильно упрощать устройство экономики, но за счет этих упрощений кейнсианская школа смогла анализировать взаимодействия между совокупностями рынков. При этом базовый исследовательский аппарат, наработанный неоклассической школой, не был отброшен, и кейнсианцы мыслили практически теми же категориями, что и неоклассики. За счет этого кейнсианская школа быстро добилась признания, и столь же быстро начался синтез идей неоклассики и кейнсианства.

Кейнсианской экономической школе удалось найти решения для всех стоявших перед ней задач. Она смогла объяснить спады и подъемы в экономике, смогла дать рецепты по государственному регулированию, но это привело в конечном итоге к излишнему вмешательству государства в экономику, к росту инфляции и замедлению экономического роста.

 

Как уже отмечалось, основными идеями для кейнсианства стали негибкость рынков и необходимость вмешательства государства в экономику. Но для этой школы характерно было утверждение о положительной взаимосвязи количества денег в экономике и ее масштаба (т.е. речь идет об отказе от принципа нейтральности денег, который господствовал в экономике на протяжении двух веков); а также утверждение о влиянии ожиданий экономических субъектов на их поведение. И еще стоит отметить, что именно кейнсианцы заметили важность для экономики потребления товаров с производственной целью и ввели в рассмотрение категорию инвестиции.


Нужна еще информация? Воспользуйтесь поиском: