Макро и Микро

     Базель 3: Реальная защита от рисков или излишняя нагрузка на экономику?

История экономических учений

Доклассический период

Классическая школа

Неоклассическая школа

Кейнсианство

Поделись ссылкой:

Мобильная версия страницы.

История Экономических учений: Учение Кейнса и кейнсианская экономическая школа.
Предпосылки возникновения кейнсианства и общая характеристика школы.

Кейнсианская экономическая школа возникла в период Великой Депрессии, когда неожиданно для экономистов обнаружилось, что саморегулирование рынков в масштабах всей экономики невозможно или требует очень много времени. В сложившейся ситуации государства были вынуждены активно вмешиваться в экономику, хотя и не имели теоретической основы для предпринимаемых ими действий.

Поэтому перед экономической теорией стояло несколько вызовов:

  • Объяснить причины того, что в глобальном масштабе экономика неспособна к саморегулированию;
  • Объяснить механизмы экономических спадов и подъемов;
  • Проанализировать возможные варианты вмешательства государства в экономику;
  • и дать правительствам практические советы в области регулирования и стимулирования экономики.

Но чтобы решить эти задачи, потребовалось создать новый метод экономического анализа, носящий в настоящее время наименование макроэкономического метода. Другими словами пришлось создать макроэкономику. При этом кейнсианцам пришлось отказаться от части достижений неоклассической школы и вспомнить подход классиков. Т.е. кейнсианская школа стала рассматривать не отдельные рынки, а их совокупности (четыре макроэкономических рынка), а также стала сильно упрощать устройство экономики, но за счет этих упрощений кейнсианская школа смогла анализировать взаимодействия между совокупностями рынков. При этом базовый исследовательский аппарат, наработанный неоклассической школой, не был отброшен, и кейнсианцы мыслили практически теми же категориями, что и неоклассики. За счет этого кейнсианская школа быстро добилась признания, и столь же быстро начался синтез идей неоклассики и кейнсианства.

Кейнсианской экономической школе удалось найти решения для всех стоявших перед ней задач. Она смогла объяснить спады и подъемы в экономике, смогла дать рецепты по государственному регулированию, что привело к доминированию кейнсианства и основанной на нем экономической политики в 1950-х и 1960-х годах. В конечном итоге, однако, это привело к излишнему вмешательству государства в экономику, к ускорению инфляции и замедлению глобального экономического роста в период кризиса 1970-х годов. Этот кризис, однако, не превратился в новую Великую Депрессию благодаря наличию регулирования. Но регулирование оказалось недостаточно эффективным, а его побочные эффекты – опасными и разрушительными. В результате возникли новые течения в экономической науке – монетаризм, посткейнсианство и неокейнсианство.

 

Как уже отмечалось, основными идеями для кейнсианства стали негибкость рынков, значительное влияние государства на экономику и необходимость его вмешательства в экономику. Но также для этой школы характерно было утверждение о положительной взаимосвязи количества денег в экономике и ее масштаба (т.е. речь идет об отказе от принципа нейтральности денег, который господствовал в экономике на протяжении двух веков); а еще утверждение о влиянии ожиданий экономических субъектов на их поведение (т.е. неявно предполагалось глобальное несовершенство информации и ее асимметрия). И еще стоит отметить, что именно кейнсианцы заметили важность для экономики потребления товаров с производственной целью и ввели в рассмотрение категорию инвестиции.


Теории олигополий.
 
Теория эффективного спроса.

Нужна еще информация? Воспользуйтесь поиском: