Общая экономическая теория: Теория издержек
Понятие об издержках и прибыли.
Для создания производства предприниматель приобретает производственные факторы: земельный участок, производственный капитал, труд, сырье… Некоторые из этих факторов приобретаются им единовременно, а другие - в начале производственного цикла.
Затраты на приобретение производственных факторов, приведенные к какому-то периоду, называются издержками производства. Таким образом, когда мы говорим об издержках, нужно помнить, что издержки учитывают и объемы использованных производственных факторов, и их цены. Издержки обязательно рассчитываются за определенный период, и хотя сама по себе продолжительность периода не влияет на величину издержек, во-первых, она определяет объемы потребленных в производстве факторов, а во-вторых, определяет постоянство или переменность факторов.
В экономической теории выделяют несколько видов издержек. В зависимости от потенциальной переменности факторов производства издержки делятся на постоянные и переменные (на труд и сырье). Основными показателями, используемыми при анализе издержек, являются: - Валовые издержки -- т.е. суммарная величина издержек производства за период;
- Средние издержки (на единицу продукта) -- величина валовых издержек, деленная на объем выпуска за период.
- Предельные издержки -- приращение валовых издержек при увеличении выпуска на единицу.
Стоит отметить, что постоянные издержки учитываются в таких показателях, как валовые издержки и средние издержки, но совершенно не влияют на величину предельных издержек.
Предприниматель, организуя производство, рассчитывает, что это производство принесет ему доход, который будет платой за применяемые им предпринимательские способности. Поскольку доход предпринимателя формируется по остаточному принципу, то его доход будет разностью между стоимостью продукта и издержками производства. Эта величина называется прибылью предпринимателя.
Рациональный предприниматель должен стремиться увеличить свой доход. Поскольку прибыль предпринимателя есть разность между стоимостью продукта и издержками, то у предпринимателя существует всего три способа увеличения прибыли: 1) изменение цены продукта; 2) изменение масштаба производства; 3) минимизация издержек.
Поскольку предприниматель может изменять только переменные факторы, то минимизация издержек производится путем изменения комбинации переменных факторов производства.
Хотя минимизация издержек и не является аналогом максимизации предпринимательского дохода, но минимизация издержек является первым этапом процесса максимизации прибыли. Более того, если нельзя изменить цену продукта и объем выпуска, то максимизация издержек является единственным способом увеличения прибыли.
Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:
|