Общая экономическая теория: Процесс потребления.
Потребности. Иерархия потребностей.
Потребность – внутреннее состояние осознанного психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо. Причем для экономики важна осознанность ощущения.
Потребности имеются как у отдельного человека, так и у различных групп лиц, а также у общества в целом. Но экономическая наука исходит из эгоистичности потребителей и считает, что потребности социума не влияют на поведение отдельного потребителя.
Но как же тогда в экономике предполагается удовлетворение общественных потребностей? Для этого существуют политический механизм и государство, а также, в областях, где государство не действует, – общественные объединения.
Теория потребительского поведения рассматривает индивидуальные потребности человека. Но у человека существует множество потребностей самого разного плана. Как все эти потребности дополняют друг друга, вступают ли между собой в конкурентную борьбу или мирно сосуществуют?
Существуют два противоположных взгляда на этот вопрос: 1) Все потребности человека равноправны между собой и человек все их одновременно учитывает при принятии потребительских решений. 2) Потребности распадаются на несколько групп, по признаку важности для человека; при принятии решений человек учитывает только наиболее значимые из тех потребностей, которые еще не удовлетворены. Внутри же каждой группы потребности равноправны. неоклассической экономической теории обычно предполагают равноправие потребностей, а вот в теории маркетинга потребности группируют. И это более верный подход, поскольку потребитель, зачастую, делает выбор свой выбор достаточно спонтанно, в условиях дефицита времени на анализ всех своих текущих и потенциальных потребностей.
В последнем случае возникает иерархия потребностей. Существует несколько вариантов иерархии потребностей, более или менее детальных. Хорошо проработанной, достаточно детальной и широко известной является пятиуровневая иерархия потребностей, предложенная А. Маслоу.
Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:
|